В Евангелии от Матфея (10:14-15), когда Иисус послал первых апостолов проповедовать Евангелие, Он дал им власть подобного рода, поступать с отвергнувшими их и их послания:
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Этим действием оттряхивания праха со своих ног апостолы приводили в действие Суд Божий на голову отвергнувших их, что в результате оборачивалось еще худшими последствиями, чем для жителей Содома и Гоморры.
Апостолы Нового Завета приняли это повеление Иисуса буквально. В Антиохии Писидийской, после того, как Павел с Варнавой служили некоторое время с большим эффектом, их противники, наконец, изгнали их из города. Деяния 13:51 описывают реакцию апостолов:
Они же, оттрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию.
Подобные инциденты подтверждают принцип, уже установленный в Ветхом Завете:
Благословение и проклятие никогда не отделяются один от другого. Когда благословение предложено, но отвергнуто, проклятия почти неизбежно прийдут на его место. Когда Израиль вошел в Ханаан под законом Моисея, Бог требовал от них произнести на себя либо благословения, обещанные за послушание, либо проклятия, следующие за непослушанием. Третьего пути не дано. То же самое относится к имеющим Евангелие с его благословениями, провозглашенными для них, но сознательно и намеренно отвергнувшим это Евангелие. Почти неизбежно они подставляют себя под соответствующие проклятия.
Ранее, на острове Кипр, Бог открыл путь Павлу и Варнаве для проповеди Евангелия римскому проконсулу, Сергию Павлу. Но некий волхв, то есть лицо, практиковавшее оккультизм, по имени Елима, пытался противостоять им. Реакция Павла на это противостояние сатаны описана в Деяниях 13:9-12:
Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда, проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Эффект слов Павла для Елимы был незамедлительным и драматическим, как и проклятие проказы, произнесенное Елисеем на Гиезия. Автор Деяний подчеркивает, что в этот момент Павел был исполнен Святого Духа. Таким образом, Его слова не были продуктом его собственной плотской реакции на оппозицию, но представляли суверенный Божий Суд на волхва, который был провещан Святым Духом. Проконсул был настолько поражен этой демонстрацией верховенства Иисуса над сатаной, что он стал верующим.
Этот инцидент содержит решение и ответ на вопрос: могут ли быть ситуации, в которых христиане имеют право произносить проклятия? Если подобные действия побуждаемы нашей плотской природой, например, раздражением или злостью, или желанием отмщения, либо самооправданием или самопрославлением, тогда произнесение проклятия в подобной ситуации будет грехом. Более того, оно принесет гораздо больший вред произносящему проклятие, чем тому, на кого это проклятие произнесено.
В послании к Римлянам 6:16, Павел подчеркивает опасность повиновения подобным сатанинским побуждениям:
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Это может быть искушением, дать волю моментальному удовлетворению, исходящему от злых импульсов, выразиться через наши уста в виде проклятия, но делая это, мы предоставляем себя в рабы автору искушения — сатане. Он не удовлетворяется просто временным воздействием на нас. Он использует искушение как вход, через который он может входить и брать полный контроль над нашей жизнью. Наше временное повиновение ему таким образом становится постоянным рабством. Так что использующий проклятия для осуществления зла в отношении окружающих приносит гораздо большее и более сильное зло на самого себя.
С другой стороны, Новый Завет дает ясные примеры ситуаций, в которых Святой Дух по Своей воле избирает произнесение проклятия через служителя Божьего. Если мы отвергнем признание такой возможности, таким образам, мы закроем себя от осуществления Божьих путей, которыми Бог может желать использовать нас. Единственный способ — развивать взаимоотношения со Святым Духом, в которых мы становимся чувствительными и к Его побуждению и к Его защите. Если у нас есть какие-нибудь сомнения в чистоте наших побуждений или водительстве Святого Духа, в таких случаях, конечно, нам следует хранить молчание.
Благословения и проклятия (27:11-26)
Распоряжения относительно этой церемонии Моисей сделал еще раньше. После того, когда на горе Гевал будет установлен жертвенник, шести племенам следовало собраться на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, а шести другим – на горе Гевал, чтобы произносить проклятие. На самом деле евреям надо было расположиться у подножия этих гор. Между ними, на земле Самарии, расположена долина, гора Гаризим находится на юго-западе от горы Гевал. Неподалеку от них, в долине, находился город Сихем.
Шесть племен у горы Гаризим происходили от жен Иакова Рахили и Лии. Четыре племени из шести, направленных к горе Гевал, чтобы произносить там проклятия, были потомками наложниц Иакова – Валлы и Зелфы. Остальные два были племенами Рувима, первенца Иакова, который потерял свое право на первородство, вступив в кровосмесительную связь (Быт. 35:22; 49:3-4), и Завулона, младшего сына Лии.
Левиты стояли меж двух гор, чтобы, повторять и тем самым подтверждать благословения и проклятия. Только левиты-священники, носившие ковчег, стояли там, как рассказано в книге Иисуса Навина (8:33), остальным левитам должно было стоять у горы Гаризим (Втор. 27:12). В стихах 15-26 перечисляются только проклятия, и причина этого не ясна. Другие проклятия записаны в 28:15-68. Лишь 12 положений относительно людей, нарушивших те или иные законы, включены в 27:15-26.
Нелегко определить общую тему или принцип направленности этих 12 проклятий, хотя многие из них полагались за действия, совершенные кем-то втайне. Восемь из 12 угрожали за нарушение Десяти заповедей: второй, пятой, восьмой, седьмой и шестой заповедям.
Например, сказано, что даже если бы нарушитель второй заповеди держал самодельного идола в тайном месте, Господь узнал бы об этом, и виновного настигло бы проклятие. Провозгласив „аминь», весь народ засвидетельствовал бы о своем согласии с этим проклятием и о понимании значения его.
В стихе 27:18 сказано: «Проклят тот, кто слепого сбивает с пути!» Хотя слепой не в состоянии был бы узнать своего обидчика, который сбил его с пути, совершив поступок презренный и жестокий, Господь увидел бы его и проклял. Вероятно, проклятие этого рода настигло бы всякого, виновного в жестокости по отношению к слабым и беззащитным членам сообщества.
В принципе еврею нетрудно было бы так или иначе, воспользоваться незавидным положением сирот, вдов, однако, в защиту их выступил бы Сам Бог.
Проклятия направлялись против каждого, кто вступал в разные виды блуда (с женою отца своего, с каким-либо скотом, с сестрою своею, с тещей). Шестое проклятие (ст. 20) подразумевало того, кто вступил бы в связь со своей мачехой или наложницей отца, пока тот был еще жив, но также и того, кто женился бы на мачехе или наложнице своего отца после его смерти.
Седьмое проклятие настигло бы того, кто совершил акт скотоложства. Хотя и совершенные втайне, действия эти стали бы известны Господу.
Восьмое и девятое проклятия стали бы уделом того, кто вступил бы в кровосмесительный брак (или связь) с одной из своих близких родственниц.
Десятое и одиннадцатое проклятия поразили бы того, кто попытался бы тайно нарушить шестую заповедь, запрещающую убийство.
Заключительное (27:26) проклятие показывает, что все предыдущие носили как бы выборочный характер. Может быть, одиннадцать вышеупомянутых примеров были выбраны на том основании, что большая часть перечисленных преступных действий могла быть совершена тайно, значит, нарушителей соответствующих законов было бы не так легко выявить, как тех, кто преступили бы другие законы. Итоговый характер двенадцатого проклятия показывает, однако, что Бог хотел от евреев послушания Закону всем сердцем, как на людях, так и в частной жизни.
В главе 28 Моисей повелел соплеменникам обновить завет, он вновь обратился к делам Израиля, стоявшего на равнинах Моава. Моисей провозгласил перед ним благословения и проклятия этого завета, подлежавшего обновлению (подтверждению). Раздел, содержащий проклятия, в четыре раза длиннее того, что содержит благословения. Как отмечалось ранее, это соответствовало характерной форме древних ближневосточных договоров, в которых проклятий всегда перечислялось больше, чем благословений. Однако более вероятной представляется другая версия: раздел проклятий превосходил раздел благословений из-за предчувствия, что Израилю не избежать многочисленных нарушений завета.
Предложение Бога Израилю вступить с Ним в завет было проявлением милости с Его стороны. Тем не менее, благословения в рамках Моисеева завета обусловливались послушанием народа. Завет предлагался народу, прежде милостиво освобожденному Богом из Египта, для того, чтобы народ этот мог радоваться своим близким взаимоотношениям с Творцом и готовиться к принятию новых благословений Его. Одним из них было обещание поставить Израиль выше всех других народов.
Если бы Израиль повиновался Господу, то был бы благословляем в каждом аспекте своей жизни. Благословения стали бы уделом как торговца, живущего в городе, так и сельского жителя. Многочисленным стал бы народ израильский и не имел бы недостатка ни в скоте, ни в хлебе. И в повседневной жизни своей каждый израильтянин радовался бы Божиим благословениям («благословен ты при входе. и благословен при выходе твоем»).
Очевидно, текст благословений зачитывался вслух во время церемоний по обновлению завета, чтобы все израильтяне могли услышать об этих благословениях, наступавших при условии послушания завету.
В стихах 28:7-14 Моисей выделяет три сферы благословений. Первая касается связи Израиля с окружавшими его народами. Израилю были бы дарованы сверхъестественный военный успех и такое экономическое преуспеяние, которые поставили бы его превыше других народов, и он бы не зависел от них, а они от него зависели бы («и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы»); евреи всегда были бы главою, т. е впереди, и никогда – хвостом, т. е. позади. Все это могло бы быть, однако, неповиновение завету грозило им результатами прямо противоположными.
Вторая сфера – это процветание сельского хозяйства и чадородие. Третья сфера касалась репутации Израиля. Послушный Богу, будучи святым у Него народом, Израиль всей своей жизнью свидетельствовал бы о своей особой близости с Творцом, вызывая у других народов уважение и благоговейный страх. И это все возможно также только при исполнении непременного условия: если будешь повиноваться заповедям Господа и не пойдешь вслед иных богов (28:14).
Так же, как послушание влечет за собой благословения, так непослушание – навлекает проклятия. Среднего между этими двумя полюсами не существует. Четыре проклятия, перечисленные в стихах 16-19, – точное противопоставление четырем благословениям в стихах.
Уильям Макдональд
Второзаконие (Гл. 27, 28)
После того, как израильтяне пересекли реку Иордан и вошли в Землю Обетованную, они должны были возвести огромный монумент из камней, обмазать их известью, и написать на них все слова закона. Этот памятник должны быть возведен на горе Гевал, вместе с жертвенником, составленным из цельных, необработанных камней.
Иудеи уже некоторое время были Божьим народом согласно Его избранию, но теперь, когда они готовились войти в землю обетованную, они становились Его народом в особом смысле. Благосклонность, которую Он оказывал им, призывала к любящему повиновению с их стороны.
27:1113 Шесть колен были назначены стать на горе Гаризим, чтобы подтвердить благословения восклицанием «Аминь!» Эти шесть колен были потомками Лии и Рахиль. Остальные колена должны были стоять на горе Гевал, чтобы подтвердить проклятия. Обратите внимание, что колена Ефрема и Манассии не упомянуты по отдельности, а вместо этого в перечень колен включено колено Иосифа. Рувим, первенец Израиля (который потерял свое первородство), и Завулон, младший сын Лии, были на горе Гевал вместе с сынами служанок. Привилегированные колена были на горе Гаризим.
Левиты должны были стоять в долине между двумя вершинами. Когда они произносили благословения или проклятия, народ должен был отвечать «Аминь!» Проклятия перечисляются в стихах 15-26. Они связаны с идолопоклонством, неуважением к родителям (ст. 16), нечестностью в передвижении земельных границ (ст. 17), обманом слепых (ст. 18), эксплуатацией бедных и беззащитных (ст. 19), различными формами кровосмешения (ст. 20, 22, 23), скотоложством (ст. 21), тайным убийством ближнего (ст. 24), убийством невинного за деньги (ст. 25) и неповиновением закону Божьему (ст. 26). Исторический отчет об этой церемонии приводится в книге Иисуса Навина 8:30 и далее. Обратите внимание на то, как точно Иисус Навин исполняет инструкции, данные Моисеем.
Важно, что в главе 27 перечисляются только проклятия. Иначе и быть не могло, ведь, как напоминает нам апостол Павел, «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (Гал. 3:10). Дело было не в том, что израильтяне нарушат закон, а в том, что они в принципе находились под законом.
Стих 1, главы 28 связан с окончанием 26 главы и словами «Бог поставит тебя выше всех народов. «. Это делает 27 главу своего рода дополнением, словно помещая ее в скобки. Многие исследователи Библии считают, что благословения, произнесенные в стихах 36, не были благословениями, адресованными к шести коленам на горе Гаризим, а что вся эта глава является утверждением Моисея о том, что ожидает сынов Израилевых в будущем. Первые четырнадцать стихов говорят о благословениях, которые станут результатом послушания, тогда как последние пятьдесят четыре стиха описывают проклятия, которые падут на людей, если они оставят Господа. Обещанные благословения включают в себя превосходство среди народов, материальное благосостояние, плодородие, плодовитость, изобильные урожаи, победы в войнах и успех в международной торговле.
Проклятия включали скудость, бесплодие, неурожаи, губительные язвы, болезни, упадок, засухи, поражения в войнах, безумие, страх, обилие врагов, бедствия и беспомощность (ст. 15-32). Стихи 33-37 предсказывают пленение в чужой земле. Исполнением этого предсказания стали ассирийское и вавилонское пленения. Израиль станет ужасом, притчею и посмешищем у всех народов.
Иудеи будут прокляты неурожаями зерна, винограда и маслин. Их дети пойдут в плен, и саранча погубит деревья и плоды земли. Чужеземцы будут возвышаться выше и выше, а израильтяне будут опускаться ниже и ниже. Между стихами 12 и 44 нет противоречия. Повинуясь Господу, иудеи стали бы международными кредиторами. Будучи непослушными, они будут вынуждены брать взаймы у чужеземцев.
Ужасы притеснения иностранными захватчиками описаны в стихах 49-57 результаты будут настолько ужасными, что люди станут поедать друг друга. Это предсказание исполнилось при осаде Иерусалима, когда город был окружен сначала вавилонянами и, позднее, римлянами. В обоих случаях широко распространился каннибализм. Люди, в обычных условиях утонченные и изнеженные, становились враждебными каннибалами.
Язвы и болезни, несомненно, сильно уменьшат численность израильского народа. Выжившие окажутся рассеянными по всей земле и будут жить в постоянном страхе гонений. Бог даже возвратит их в Египет на кораблях. Согласно записям Иосифа Флавия, пророчество о том, что Израиль снова вернется в Египет, частично исполнилось во время правления императора Тита, когда иудеи были переправлены туда на кораблях и проданы в рабство. Но слово «Египет» здесь может означать рабство или пленение в общем смысле. Бог избавил Израиль от буквального египетского рабства в прошлом, но если сыны Израилевы не будут любить Его и признавать Его суверенное право на их повиновение, если Израиль не будет соблюдать себя в чистоте, как невеста Господа, если он не будет Его избранным сокровищем, вместо этого избрав быть как все другие народы, тогда Израиль будет снова продан в рабство. Но к тому времени он будет настолько подавлен и раздроблен, что никто не захочет взять его даже в рабы.
«От всякого, кому дано много, много и потребуется. » (Лк. 12:48). Израилю были даны особые привилегии, превыше всех остальных народов, и поэтому его ответственность будет больше, а наказание серьезнее.
Размышление над этими стихами поражает читателя величием гнева Иеговы. Не сглажено ни одного слова, не упущено ни одной детали. Моисей рисует эту картину с дерзновенным, ничуть не приукрашенным реализмом. Израиль должен знать, к чему приведет его неповиновение, чтобы он научился почитать и бояться сего славного и страшного имени ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО.
Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ