В Талмуде и каббалистической литературе наказание провинившихся ангелов изображается буквально как порка огненными розгами, что является метафорическим описанием божественной кары для понимания ее сущности простыми людьми. Именно с этим процессом и связывается пульса де-нура.
На кого может снизойти пожирающий божественный огонь
В каббалистической практике есть особый обряд, с помощью которого на голову грешника осуждающий его человек может обрушить гнев Бога. Он и будет выражаться в нестерпимом для человека, буквально пожирающем изнутри духовном огне. Наслать такое проклятие может только абсолютно безгрешный, чистосердечный и берущий на себя всю ответственность за это деяние иудей.
Как именно происходит обряд проклятия пульса де-нура, является тайной, не доступной для широкой публики. Пульса де-нура может пасть только на иудея. Иноверцы — или гойи — априори не могут быть подвергнуты такому наказанию. По понятиям правоверных иудеев, иноверцы вообще не идут по пути постижения высшей божественности сущности и мудрости, поэтому горний свет для них непостижим.
В этом заключается особенность самого наказания. Иудей на пути своего духовного роста все больше приближается к Богу, постепенно поднимаясь, ступенька за ступенькой, на все большую духовную высоту. Постепенно ему открывается все больше информации о колоссальной бесконечной мудрости Бога. Если человеку откроется сразу слишком много, он этого просто не выдержит. Огонь испепелит душу и чувства.
Самые известные проклятые
Есть предположения, что Лев Троцкий был проклят раввином Хафецем Хаимом. Сомнения вызывает тот факт, что сам проклявший умер раньше Троцкого, тогда как пульса де-нура должно подействовать в течение года после произнесения. Но совершенно точно от него пострадал Эяль Рагонис.
Этот 37-летний мужчина был обычным архитектором, который проектировал и контролировал строительство роскошного элитного комплекса. Рагонис разгневал иудеев за то, что возвел это мирское здание на святой земле, на месте старейшего иудейского кладбища, а это попрание законов и великий грех. Архитектор умер от сердечного приступа через 2 недели после наложения пульса де-нура.
Был проклят также археолог Эхур Нецер. В 2010-ом он нашел усыпальницу царя Ирода. Правоверные иудеи предупредили ученого, что открывать могилу нельзя, это большой грех. Естественно, любопытный археолог ослушался предупреждения, за что и заслужил пульса де-нура. Кара настигла его почти сразу же. Нецер упал с вершины горы в пропасть, поскольку вылетели крепления парапета, о который он опирался.
Пульса де-нура подверглись также премьер-министры Израиля Ариэль Шарон и Ицхак Рабин. Об этом заявляли раввин Йосеф Даян и публицист Авигдор Эскин. Рабин понес наказание спустя месяц после наложения проклятия (был застрелен иудеем-экстремистом Игалем Амиром), а Шарон — спустя полгода (впал в кому и умер).
В жалобе его отражается еще более жесткая христианская полемика. Один из ранних отцов церкви Епифаний Кипрский (315–403) писал:
Стало быть, как предполагается вопросительным знаком в самом названии всестороннего исследования Лангер, разрешение подобных вопросов далеко не просто. И впрямь, Лангер показывает нам целую орду неопределенностей касаемо всех аспектов этого благословения, какой ни возьми. Для начала даже неясно, кто и когда сочинил эту молитву. Не знаем мы ни с какой долей уверенности и первоначальной ее формулировки, поскольку в Средние века существовало множество ее вариантов. К тому моменту прошло более полтысячелетия от завершения редакции Талмуда, но рукописи его до нас дошли только средневековые.
Источник: Jewish Ideas Daily. Аллан Нейдлер — профессор религиоведения и директор программ иудаики Университета Дрю. Ныне — в академическом отпуске в Монреале, приглашенный профессор иудаики в Университете Макгилла и ВРИО раввина конгрегации Бет-Эль.
*Назареи — в данном случае иудео-христианская секта II–IV вв. н.э., которую Епифаний причисляет к христианским еретикам. Сохраняли отдельные иудейские обычаи наряду с верой в Иисуса. (Прим. ред.)
В чем сила проклятия? [↑]
Сила проклятия возрастает, если проклятие было вынесено праведным человеком, хранящим свои уста в чистоте и святости.
Почему проклятие работает? [↑]
Таким образом, силе проклятия подвержены практически все люди, поскольку нет человека, который бы ни разу не согрешил (см. Коэлэт 7:20). Но абсолютно чистый праведник, без единого греха, не подвержен силе проклятия, т.к. не имеет повода для наказания Свыше.
Стоит ли бояться проклятия? [↑]
Талмуд предостерегает от легкомысленного отношения к проклятию, даже если проклятие вышло из уст простого человека.
Но проклятие, произнесенное законоучителем и праведником, имеет силу, даже если оно незаслуженное (Брахот 56а).
Запрет проклинать [↑]
Формула проклятия [↑]
Запрет проклинать включает в себя произнесение любого негативного пожелания, ущерба, неудачи, смерти и т.п., адресованное конкретному человеку либо группе людей.
Наивысшую строгость имеет проклятие с упоминанием имени Вс-вышнего или одного из его эпитетов. Имена Вс-вышнего на других языках имеют статус эпитетов.
Тот, кто проклинает, наносит себе вред [↑]
В книге Хасидим (76) указывается, что очень часто проклятие, которое адресовано кому-либо, в конечном итоге исполняется на самом проклинающем либо на его семье.
В Талмуде (трактат Санедрин, 48б) написано, что все проклятия, которыми проклял Давид своего полководца Йоава, в конечном итоге бумерангом обратились к нему самому.
Проклятие как элемент скрепления союза [↑]
Завет между Б-гом и народом Израиля имеет форму договора, в котором Б-г выступает в качестве покровителя Израиля, а Израиль обязуется сохранять верность своему Б-гу.
За нарушение этого обязательства на Израиль обрушатся подробно перечисленные в книге Дварим проклятия (См. Дварим, 27:15—26; 28:15—68).
Беды, обрушившиеся на еврейский народ за последние две тысячи лет изгнания, являются прямым результатом исполнения указанных проклятий, как наказание за неповиновение законам Торы.
Проклятие в еврейском суде [↑]
В еврейском суде проклятие использовалось как карательный элемент за неисполнение судебного решения, либо за несоответствие определенным религиозным и гражданским нормам.
Такой клятвой заклинал коэн замужнюю женщину подозреваемую в измене — сота(см. Бемидбар 5:12-22).
Ритуал отлучения происходил в присутствии десяти евреев и сопровождался различными проклятиями и молитвами, призывающими взыскать с подсудимого за его неповиновение. Во время проклятий в зал суда приносили носилки для мертвого, судьи держали в руках свиток Торы, зажигали свечи. Частью ритуала было так же трубление в шофар.
Дело в том, что с точки зрения еврейского имущественного кодекса, передача денег еще не завершает акт приобретения, пока покупатель не получил товар на руки. И поэтому де-юре можно отменить сделку — например, в пользу иного покупателя.
Поэтому не исключено, что действенность проклятия пульса де-нура имеет место, как и любой херем, если он выносится по решению бейт дина и на объективном основании.
Как избавиться от проклятия? [↑]
Отпущение клятв производится в присутствии десяти мужчин, желательно, чтобы среди них были знатоки Торы.
В некоторых общинах существует обычай совершать отпущение клятв каждый год в преддверии Рош аШана и Йом Кипур.
Читайте также: