Да будет проклята женщина носящая мужскую одежду

Что можно считать женской и мужской одеждой? На старинных картинах мужчины бывают изображены в балахонах-платьях, в которых в нашу эпоху ходят, в основном, женщины. Зимой я видела нескольких верующих женщин, которые под длинное пальто одевали брюки, правильно ли это? Или они одеты в пальто по колено, а под них рейтузы, в такой одежде когда-то ходили мужчины. Разъясните, пожалуйста, для меня это очень важно.

Запрещение женщине одевать мужскую одежду впервые было сделано во Второзаконии: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Вт.22:5). Закон был связан с тем, что у многих окружавших еврейский народ язычников, считались нормальными противоестественные формы разврата. С этой целью и производились переодевания. В христианское время запрещение носить одежды, не соответствующие полу, были сделаны двумя Соборами: VI Вселенским и Поместным Гангрским. Первый запрещает христианам участвовать в языческих празднествах (играх, плясках и переодеваниях): «никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических…» (правило 62). Гангрский собор постановил: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, переменит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою» (правило 13). Это запрещение было направлено против заблуждения евстафиан (последователей епископа Севастийского Евстафия).

Конечно, современные женщины, надевая брюки, руководствуются другими мотивами. Но надо иметь духовную чуткость и с уважением относиться к тем нормам, которые сложилась в Церкви. Не все в нашей жизни сводится к практической пользе и удобству. Многое в нашей жизни имеет символический характер. Если об этом будем забывать, то можем осложнить наши отношения с людьми. Встать при входе в комнату старшего, значит символически выразить к нему уважение. Рукопожатием в древности скрепляли договор, а в наше время это стало символом, выражающим взаимную дружескую настроенность. Обручальные кольца означают нерасторжимость брачного союза и т.д.

Одежда также нередко имеет символическое значение. Во время печали евреи одевали вретище (Пс.68:12). В иные одежды облачались в дни радости: «ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Екк.9:8). Покрывало на голове девицы было знаком скромности. Ревекка, увидев своего будущего мужа, «взяла покрывало и покрылась» (Быт.24:65). Приглашенный на брачный пир должен был одеться в брачные одежды (Мф.22:11-12). Идущий в Дом Божий также должен помнить о святости места. Приглашенный на прием к главе государства не будет пренебрегать принятым этикетом. Так и верующий должен иметь внешний вид, подобающий тому месту, где совершается служба Небесному Царю. Благочестие не должно быть лишь внешним, однако невнимание к сложившимся в Церкви традициям может быть результатом его отсутствия. Поэтому речь должна идти не только о брюках. Нужно избегать в одеждах всего слишком пестрого, яркого, необычного, вольного, что может перебивать молитвенное внимание присутствующих.

Нет необходимости обращаться к истории костюма или к этнографии. Нужно руководствоваться современными понятиями о мужской и женской одежде. Если какая-то необходимость побуждает надеть брюки, надо прикрыть их верхней одеждой, чтобы никого не соблазнять.

Ко всему надо прилагать данный Богом разум. Если кто-то не собирался идти в церковь, а потом вне дома такое желание появилось, не нужно отказываться от своего намерения, если даже на женщине надеты брюки и не покрыта голова.

Хочется сказать еще об одном. Не только прихожане, но и церковные работницы не должны делать в храме замечания. Это может сделать только священник, если будет на то необходимость, вне службы, с вниманием и любовью.

«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие».

Книга Второзаконие, глава 22, стих 5

Потому что противна Богу мужеподобная женщина и женоподобный мужчина, а одежда как раз этому и способствует. Хотя если посмотреть на сегодняшнюю моду, тут не разберешься. Без штанов, брюк женщин уже не представляешь, с мужчинами еще более менее понятно.

О прикладном аспекте этого предписания тут уже сказали. Я лишь хочу отметить один нюанс. Эти слова приписаны Моисею, который напутствовал иудеев перед вторжением в Палестину. До этого они 40 лет кочевали по пустыне, где никаких соседей не было. А перед этим бежали из Египта. А в Египте, если вспомнить, действовал запрет фараона на еврейских мальчиков. Их было положено убивать при рождении. Сам Моисей был брошен матерью в корзинке плавать по Нилу, найден дочерью фараона и воспитан во дворце, как египетский вельможа. Известно, что его старший брат Аарон вырос в Египте, в корзинке не плавал, но выжил. Потому что его наряжали девочкой — так многих еврейских мальчиков спасли. Поскольку этот фокус проделывался длительное время, манера одеваться в женское платье могла прижиться. И вот Моисей напомнил, что в принципе это делать нехорошо. Нет нужды. Одевать женщин в мужское платье — старая уловка многих народов. Так вводили противника в заблуждение, создавая видимость многочисленного войска. За 40 лет иудеи «умножились» и нужда в таком обмане отпала.

Понятное дело, что мы говорим о Торе, а не исторических фактах.

Но, увы, в нас ничего нет от Христовой правды, ничего не осталось от первых христиан, кроме названия. Даже те, кто ходит в храм, боятся среди городской толпы свой лоб перекрестить, а слабому полу, как им и положено, носить юбки и платки. Им, бедным, даже невдомёк, что весь ад забит.

Было осу
ждено еще ветхозаветным Священным Писанием: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22: 5). Таково было и учение всех отцев Церкви”: Тертуллиана, свт. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского.

«Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную… посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного” (VI Вселенский Собор, правило 62) 1 .

13 правило Гангрского Собора 2 гласит: «Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою”. То есть осуждению отцов Собора подпадают те женщины, которые носят мужскую одежду «ради мнимого подвижничества”.

«13-е правило Гангрского Собора не оставило безнаказанными тех женщин, которые ради мнимого подвижничества вместо свойственной женщинам одежды одеваются в мужскую одежду, но подвергает сих анафеме. Ибо кийждо, — говорит (Апостол Павел, 1Кор.7:20), — в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает.

А мы знаем некоторых (женщин), принявших сей вид ради истинного подвижничества, а не по лицемерию, которые совершили подвижнические подвиги и достигли высоты добродетели”, — говорит Матфей Властарь. Эти преподобные жены не осуждаются и 62 правилом Трулльского Собора, запрещающим, «как неприличные для христиан, языческие празднества, игры и ряженья, оставшиеся из времен язычества”.

С другой стороны, при толковании 13 правила Гангрского Собора Вальсамон замечает следующее: «Отцы правильно прибавили: ради мнимого подвижничества; ибо сделавшая что-нибудь подобное не по лицемерию и обману, но по истине и по образу истинного и чистого подвижничества, не только не должна подлежать за это анафеме, но и должна быть признана достойною похвалы.

Ибо многие жены совершили весь путь подвижничества в мужском одеянии и достигли высоты спасения, как св. Мелания, св. Евгения и другие» 3 .

Описаны случаи, когда старцы отказывались причащать детей (девочек) одетых в «женские брюки».

Святой Старец блаженный отец Иаков Игумен Священной Обители Преподобного Старца Давида 4 . Девочкам Старец советовал одеваться не в брюки, но в женские одежды. Относительно гимнастики в школе, как исключение, дал благословение носить форму.

Старец протоиерей Николай Гурьянов 5 в юродивой форме обличал женщин, которые носили брюки, даже если (как это и сейчас часто бывает с паломниками на святых местах) они одевали поверх брюк юбки, — таких женщин он называл мужскими именами, часто называл женщину именем ее мужа с ее собственным отчеством.

Старец схиархимандрит Христофор 6 . Женщины влезли в мужскую одежду, и старая и малая стали брюки носить. Все они, — батюшка как-то так выражался, — ну, с ума посходили, это, говорил, очень плохо, очень плохо, нельзя этого делать, женщина должна быть женственной, в юбочке или платьице. Это — смертный грех, нельзя этого делать.

Старец Паисий Святогорец 7 о внешнем виде. Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине — в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположного пола — непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки.

Старица схимонахиня Нила 8 со скорбью говорила о женщинах и девушках, которые ходят в брюках:

— Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, а мужчинам — женскую. За это отвечать придется перед Господом. Сами не носите и других останавливайте. И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся.

Когда матушка произносила эти слова, одна из присутствующих подумала: «А что плохого, если я на огороде работаю в брюках, так ведь удобнее». Матушка тут же отреагировала на этот помысел:

— И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!

Священник N сказал прямо: «Слава Богу, у нас мужчины еще в юбках не ходят, а вот женщины, как-то сатаной первыми искушаются».

Женщинам следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить (в Храм) в брюках, шортах, коротких или открытых платьях, с коротким рукавом. Голова обязательно должна быть покрыта только ПЛАТКОМ, но не шапкой, шляпой или беретом 9 . И приведено 62 пр. VI Вселенского Собора.

Но, увы, в нас ничего нет от Христовой правды, ничего не осталось от первых христиан, кроме названия. Даже те, кто ходит в храм, боятся среди городской толпы свой лоб перекрестить, а слабому полу, как им и положено, носить юбки и платки. Им, бедным, даже невдомёк, что весь ад забит женщинами в брюках. А почему? Потому что пастыри молчат и великодушно-снисходительны 10 .

Дорогие девушки, женщины, делайте вывод!

1 Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

2 Гангрский Собор состоялся ок. 340 года в г. Гангры в Пафлагонии (ныне г. Чанкыры, Турция).

3 Ни Соборы, ни церковное предание в целом не осуждали тех преподобных дев и жен, которые по тем или иным причинам подвизались в мужском одеянии и в мужских монастырях. В «мужском образе” подвизались, например, преподобные Анастасия Патрикия (10 мар. ст. стиля), Анна Вифинская (13 ин., 29 окт.), Аполлинария (5 янв.), Евгения Римская (24 дек.), Евфросиния Александрийская (15 февр., 25 сент.), Мария Вифинская (12 февр.), Матрона Константинопольская (9 нояб.). Подобные примеры есть и в относительно недавнее время. Блаженная Ксения Петербургская, начав свой подвиг, стала называться именем своего умершего мужа и носить мужскую одежду.

4 Рассказы, видения, наставления Старца см.: https://korolev.msk.ru/books/919/iakoveb1/iakoveb1/H06-T.htm

5 Старец протоиерей Николай Гурьянов см.: https://hram-veshnjaki.ru/index.php?option=com_content&view=article& >

6 См. в кн.: Схиархимандрит Христофор. Иеродиакон Авель (Семёнов). М. 2007. На С. 300.

7 См. в кн.: Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. I. С болью и любовью о современном человеке. М. 2009. На С. 320.

8 Схимонахиня Нила — Пророчества о России: https://www.zaistinu.ru/articles/?a >

9 См. в кн.: Источник Бессмертия: Таинства Исповеди, Соборования и Причащения. Архимандрит Иннокентий (Третьяков), Иеромонах Венедикт (Лимонов). г. Вл-к. 2008. На С. 89.

10 См. в кн.: Апология Церкви. Иеродиакон Авель (Семёнов). Издание 2-ое. М. 2006.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector