Из какой басни он порча он чума он язва здешних мест басня

← VII. Мешок Кот и Повар
автор Иван Андреевич Крылов (1769—1844)
IX. Лев и Комар →
См. Басни. Книга третья . Дата создания: не позднее начала августа 1812 г., опубл.: «Чтение в Беседе любителей русского слова», 1813 г.; ч. VIII, с. 67. Источник: РВБ

‎ Какой-то Повар, грамотей,
‎ С поварни побежал своей
‎ В кабак (он набожных был правил
‎ И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
‎ Кота оставил.
Но что́ же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
‎ Припав за уксусным бочёнком,
10 Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.
‎ «Ах, ты, обжора! ах, злодей!»
‎ Тут Ваську Повар укоряет:
«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курченка убирает.)
‎ Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—
‎ А ты. ахти, какой позор!
‎ Теперя все соседи скажут:
‎ «Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!
20 ‎ И Ваську-де, не только что в поварню,
‎ Пускать не надо и на двор,
‎ Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
‎ (А Васька слушает, да ест.)
‎ Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
‎ Не находил конца нравоученью.
‎ Но что ж? Пока его он пел,
‎ Кот-Васька всё жаркое съел.

‎ А я бы повару иному
30 ‎ Велел на стенке зарубить:
‎ Чтоб там речей не тратить попустому,
‎ Где нужно власть употребить.

По мнению А. Кирпичникова, эта басня, написанная накануне назначения Кутузова главнокомандующим, выражала недовольство русского общества медлительностью Барклая де Толли (см. А. Кирпичников, «Очерки», с. 184).

Рукописные варианты (ПД):

стр. 11 Ах ты, проклятый, ах, злодей!

стр. 26 Тут Повар, волю дав обильных слов теченью.

стр. 25 И уже ритор мой, дав волю слов теченью (ЧБ)

Известная своим иносказательным смыслом басня Крылова Кот и повар — написана в период Отечественной войны 1812 г. Ее герои – слишком мягкий повар и самоуверенный кот, который в отсутствие хозяина съедает все его припасы. Пока повар читает провинившемуся животному нравоучения, тот, не обращая на него внимания, спокойно оканчивает трапезу.

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

«Ах ты, обжора! ах, злодей! —
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты. ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Самый простой анализ басни Крылова Кот и повар сводится к такой морали – в тех обстоятельствах, когда можно и нужно применить силу, не стоит растрачивать время на пустую болтовню. Недальновидный повар оставляет животное, славящееся своей вороватостью, сторожить еду. Тогда же, когда его надо наказать за провинность – он начинает втолковывать ему моральные устои, и, естественно, не добивается никакого результата.

Но существует другая, глубинная мораль басни Крылова Кот и повар. Она является не просто поучительной историей, но и произведением, которое показывает политические взгляды автора, его отношение к характерам «сильных мира сего». С этой позиции в басне ясно просматривается критика Александра I, который в то время, когда французские войска перешли русские границы, все еще надеялся на мирное решение конфликта и отослал Наполеону письмо, в котором убеждал его прекратить войну и избежать кровопролития. Кот и повар – это образы двух императоров, поведение которых вызывает недовольство у баснописца.

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что́ же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочёнком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.
«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»
Тут Ваську Повар укоряет:
«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курченка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот-Васька всё жаркое съел.
________

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить попустому,
Где нужно власть употребить.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector