Как это двойное проклятие

Участие РПЦ в украинской политике вредит самой церкви и не приносит пользы Москве.

Патриарх Кирилл вновь побывал на Украине. На этот раз поездка обошлась без скандалов. Во-первых, она была краткосрочной, а во-вторых, локальной. Патриарх посетил Луганск, где украинские националисты не слишком сильны, к тому же их протесты были загодя ограничены властями. И тем не менее именно в Луганске предстоятель РПЦ разразился яростными инвективами в адрес тех, кто пытается расколоть церковь. Все бы ничего, отношение Кирилла к “киевским раскольникам” во главе с патриархом Филаретом хорошо известно. Но на этот раз к ним добавились “некоторые философы и политики, сбивающие людей с толку”. Их патриарх тоже зачислил в ряды бесноватых и обрушил на их голову двойную анафему.

Это кого же он имеет в виду, гадали озадаченные журналисты, неужто самого Януковича? Чем же был вызван столь энергичный экскурс патриарха в политику?

Дело в том, что визит был задуман полгода назад, когда луганское начальство пожаловало в Москву с идеей создания еврорегиона “Донбасс”. Планы были поистине грандиозные — объединить Луганскую и Ростовские области в единый промышленно-экономический регион. Патриарх не только поддержал эти планы, но и выразил готовность помочь в их осуществлении. Вот луганчане и пригласили его пожаловать в сентябре, чтобы самолично поддержать многообещающее начинание. А оно действительно казалось прорывом в отношениях между двумя странами. И выглядело вовсе не утопичным. К власти в Киеве пришел более чем расположенный к России президент — сам Бог велел крепить дружеские связи. Так что приглашение патриарха было вполне уместным. Но политические ветры переменчивы, сегодня они дуют в одну сторону, завтра в другую. А украинско-российские отношения и вовсе мечутся из крайности в крайность, словно на них наложено страшное проклятие из тех, о которых так любил писать Николай Васильевич Гоголь. Короче, к визиту Кирилла в Луганск планы по созданию еврорегиона уже не казались столь радужными, как прежде. И его двойная анафема против вероломных политиков имеет вполне понятное объяснение.

Одной из ключевых идей патриарха Кирилла, которую он последовательно развивает, говоря об российско-украинских отношениях, является идея “русского мира”. То, что обе страны вышли из одной крещальной купели, объединяет их духовно и культурно, но вовсе не мешает независимому государственному существованию. Такая постановка вопроса позволяет патриарху “откреститься” от обвинений в том, что он проводит на Украине пророссийскую политику и в то же время помогает заниматься политикой церковной. Цель ее — сохранить Украинскую православную церковь Московского патриархата в структуре этого патриархата, то есть не дать ей полную самостоятельность — автокефалию. Зачем ей отделяться от матери-церкви, если обе они органично входят в единый “русский мир”? Идея и впрямь очень удобная, особенно на уровне риторики, которой, как известно, патриарх владеет в совершенстве. Однако на практике она дает сбои. В самом деле, провести разделительную грань между церковной и светской политикой удается далеко не всегда. И украинские противники патриарших усилий по-прежнему обвиняют его в политической ангажированности. Тем паче, что сделать это порой не составляет особого труда.

Ситуация на Луганщине как раз дает для этого отличный повод. В самом деле, зачем РПЦ столь энергично поддерживать политическую инициативу местных властей, направленную на экономическую интеграцию с Россией? Более того, освящать ее личным визитом патриарха? Разве это не противоречит собственным его заявлениям о сугубо духовном характере “русского мира”? Напротив, в данном случае мир этот как раз обретает вполне зримые земные черты. Но это еще не самое страшное. Политическая конъюнктура поменялась буквально на глазах, и патриарх оказался ее заложником. Его противники на Украине получили в свои руки еще один козырь. Между тем возможность сохранять надмирную позицию является одним из безусловных преимуществ церкви. Она может наблюдать за сиюминутными политическими дрязгами, не принимая в них участия и лишь изредка изрекать суждения морально-этического характера, которые звучат благодаря этому еще весомей.

РПЦ и сама с удовольствием вспоминает об этом, когда речь идет о внутренней российской политике. Правда, при этом забывает, что роль нравственного арбитра сводится не только к проклятиям в адрес потерявшего стыд и совесть светского общества. Моральный беспредел властей заслуживает не меньшего внимания, но он как раз остается за рамками какой-либо критики. Власть обижать не положено — она от Бога.

Более того, во внешней политике церковь поддерживает власть во всех ее начинаниях, прибегая к рассуждениям о надмирности как к сугубо риторическому приему. Вроде “русского мира”, духовно скрепляющего Россию и Украину. И попадает в нелепое положение, привязывая себя к переменчивой политической конъюнктуре. В результате отношение к ней меняется и у тех, кто прежде считал ее своей союзницей. Так, в последнее время в Украинской православной церкви Московского патриархата зазвучали с новой энергией рассуждения об автокефалии, то есть полной независимости от Москвы. И верно, зачем УПЦ МП жертвовать собственной самостоятельностью, при этом связывая себя с силой, которая сама никакой самостоятельностью не обладает.

Роль послушного рычага российской внешней политики не только вредит РПЦ, но и не приносит пользы Кремлю.

Над отношениями двух стран, может быть, и не тяготеет страшное проклятие в духе Гоголя, но они действительно очень трудные и запутанные. Да и как могло быть иначе, коли так трудна и запутана наша общая многовековая история. И было бы совсем неплохо, если бы в кризисные периоды (а таковые были, есть и будут) у Москвы и Киева имелся надежный посредник, которому они бы вполне доверяли. Не ввязывайся РПЦ на каждом шагу в сугубо мирские дела и сохраняй надмирный нейтралитет, у нее был бы шанс на подобную роль.

Недавно столкнулась с такой проблемой в своей практике у клиента и решила побольше узнать ,что же это за феномен, когда человек не осознает своей некомпетентности и начинает себя вести еще более неадекватно.

Наверняка вы хоть раз в жизни встречали непроходимо тупого человека, которого невозможно в чём-то убедить. Он нёс какую-то ахинею, выглядел в крайней степени уверенно, и не осознавал, насколько глупым кажется со стороны.

Может быть, вы пытались объяснить кому-то что-то важное, но видели, что собеседник не понимает и десятой части ваших слов? Вы явно не одиноки. Мы все время от времени встречаем таких людей.

Есть ли научное понятие, которое определяет тех, кто из категории «тупой и ещё тупее»?

Есть, и оно более распространено, чем вы думаете. Названный в честь Дэвида Даннинга и Джонатана Крюгера, исследователей из университета Корнелла, эффект Даннинга-Крюгера — это психологическое состояние у умственно неразвитых людей, при котором индивид не способен адекватно оценивать уровень своего интеллекта (или его отсутствия).

Поражённые нездоровым чувством иллюзорного превосходства, эти граждане не осознают своей психологической проблемы.

Другими словами, они слишком ограничены, чтобы понимать, насколько они ограничены.

В научной статье 1999 года «Unskilled and Unaware of it», название которой на русский можно перевести как «Неумеет, и не осознаёт этого», они привели пример реального преступника по имени Макартур Уилер. Этот грабитель банков «маскировал» себя перед налётами на финансовые учреждения, обмазывая лицо лимонным соком. Он искренне считал, что химические свойства этого сока используются для производства невидимых чернил, поэтому сделают его незаметным для камер слежения.

Дурацкая ошибка, которая стоила ему свободы. После того как полиция легко поймала неудачливого бандита, ему показали записи видеонаблюдения, на которых он был запечатлён в момент совершения преступления. Уилер, узрев себя видимым, удивился так, как будто повстречал живую лошадь или говорящего Иисуса Христа. Извините, наоборот. Говорящую лошадь или живого Иисуса. Ему просто не хватило мозгов, чтобы найти слабое звено в подготовительном этапе своего злодеяния.

Исследователи продолжили свою работу, и в 2003 году опубликовали статью «Почему люди не осознают своей некомпетентности?».

В ней они, в частности, приходят к следующему заключению: «Ежедневное восприятие окружающей действительности, казалось бы, должно давать людям понимание недостатков своего интеллекта и дефектов социального взаимодействия. Однако они склонны полностью игнорировать уровень своей некомпетентности.

Это отсутствие осознания проистекает из-за того, что «плохо справляющиеся» ограничены дважды — недостаток умения лишает их не только возможности получать правильные ответы, но и компетентности, необходимой для понимания того, что они не производят эти ответы в результате своей умственной деятельности. Люди основывают восприятие своего уровня исполнения частично на собственных предвзятых мнениях об уровне своего профессионализма».

Возможно, поэтому люди с умеренным опытом или компетентностью часто меньше верят в свои силы. У них достаточно знаний, чтобы осознать, что есть много, чего они не знают.

Немного дополнительной интересной информации в продолжении статьи

Хорошим живым примером эффекта Даннинга-Крюгера служат ранние этапы всевозможных шоу по поиску талантов, открытые для участия голодной до славы публики.

Британец Уоррен Уолд, грезивший стать поп-звездой, стал знаменитостью в 2003 году, когда принял участие в прослушивании на передаче «Pop Idol». Он отвратительно исполнил известный хит из фильма о Рокки Бальбоа «Eye of the Tiger», но это было настолько смешно, что зрители пришли в восторг от этого зрелища. Уоррен, небогатый малообразованный парень, внезапно оказался в центре внимания прессы, телевидения и всех остальных СМИ. Он раздавал интервью налево и направо, ролик с его выступлением стал вирусным на Ютубе. Молодой человек понятия не имел, что обязан своей славой ужасному исполнению, пока ему не сказали об этом внятно и недвусмысленно.

И что вы думаете? Уоррен сразу же уверовал в то, что его полюбили за смелость и упорство в достижении цели. Он продолжает петь до сих пор. Публике нравятся аутсайдеры и неудачники, и это, похоже, только усиливает эффект Даннинга-Крюгера.

Исследования показывают, что феномен наблюдается не только у умственно ограниченных людей.

Даже те, кто успешен в жизни и хорошо справляется с работой, с ролью в семье и обществе, склонны переоценивать свои способности. Это свойственно всем нам и происходит очень часто.

Чтобы отказаться от этой дурной привычки, требуется душевная смелость и уровень самокритики, крайне редко встречающийся в современном мире.

Но мы всегда можем спросить о своих способностях у человека, которого считаем объективным и честным. Главное — быть готовым принять любой ответ.

Так что если вы считаете, что у вас врождённый певческий талант, проверьте своё предположение у разбирающихся в музыке людей, прежде чем отправляться на конкурсное прослушивание на телевидении.
То, что сейчас называется эффектом Даннинга-Крюгера, ещё недавно именовалось в научных кругах метасознанием — мыслями о мыслях.

Вероятно, чем меньше мы знакомы с той или иной темой, и чем проще она нам кажется, тем легче нам приписать себе её понимание.

Поэтому мы должны быть очень осторожны в этом вопросе.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector