Кто такие проклятые поэты

Предисловие к книге Игоря Гарина «ПрОклятые поэты», М, Терра-Книжный клуб, 2003, 848 с. Цитирования и примечания приведены в тексте книги.

Интересно, а что сам Верлен имел в виду под прОклятостью? Неприкаянность? Душевный разлад? Изгойство? Неблагополучие как житейский удел? Отверженность? — Мне кажется — возвещающую правду, ту правду, которую никто не желает слышать и за которую подвергают проклятью.

Николай Гумилёв, рассматривая эволюцию французской поэзии со времен Малерба и Буало, проводил разделительную грань между парнасцами, прОклятыми и символистами:

Парнасцы попытались создать синтез романтизма и классицизма, сохранив от первого красочность образов, точность выражений и ритмические нововведения, а от второго строгое развитье мысли, гармонию образов и объективность, возведенную ими в основной принцип под названьем бесстрастия. ПрОклятые, с их духовным вождем Бодлером, предались анализу, а порой просто фиксированию самых сложных и наименее изученных ощущений и переживаний, создавая формы, капризные, утонченные и гипнотизирующие.

И парнасцев и прОклятых сменила школа символистов, духовно более связанная с последними. Символизм во Франции был как бы вторым романтизмом, построенным не на чувстве, а на изученьи средневековья, его сложных и цветистых научных дисциплин, и показывал нам душу современного человека во всей ее многогранности и противоречиях, результате прошлого. Вскоре после возникновения символизма часть его адептов всецело отдалась средневековью, его языку и образам, не оставляя однако мысли о возможности связать его с античностью, и создала таким образом неороманскую школу. Другая часть, больше обращая внимания на осознанье символизмом современности, провозгласила принцип научной поэзии, т. е. поэзии, которая охватила бы всю сложность человеческой науки и интуитивными прозрениями объясняла бы то, что недоступно точному знанию. Большая же часть однако поставила себе задачей сохранить лирический порыв первых дней символизма, и стремясь к этому, не раз впадала в беспочвенный эстетизм.

Вот романтизм, ведущий свое начало от Андре Шенье, от него выход через Теофиля Готье к парнасцам. Парнасцы попали в зачарованный круг формы и условности, Стефан Малларме и Поль Верлен разрывают этот круг — отсюда символизм. Последний в свою очередь paзбивaeтcя нa тpи ocнoвныe тeчeния: чиcтый cимвoлизм Aнpи дe Peньe, бeльгийcкую шкoлу Жopжa Poдeнбaxa и нaучную пoэзию Peнe Гиля.

Пpaвильнo ли, однако, такое хронологическое деление на школы? Не следует ли отнести Альфреда де Виньи к символистам или, по крайней мере, к парнасцам, как тоже несомненным творцам символа, отметить, как важный симптом, неустанные проблески классицизма (за последнее время хотя бы в лице Мореаса)?

Впрочем, у начинающего Теофиля Готье уже есть вполне лотреамоновские мотивы-кошмары, упреждающие ужасы Ц в е т о в З л а:

Ненасытного голода не поборю я —
Раздавить на зубах эту кожу гнилую,
Сунуть жадные зубы в дырявую грудь,
Черной крови из мертвого сердца хлебнуть!

Слава Богу, мне повезло: нашим прОклятым я посвятил трехтомник, опубликованный Т е р р о й *.

Бодлер, Верлен — не революция, а новая поэтическая эпоха, новая поэтика, новый путь. Поэзия прОклятых — вновь открывшаяся поэтическая перспектива, новое вИдение мира. Поэзия прОклятых — оттенки, песенное начало, глубина переживаний, полифония чувств, богатство душевных мелодий, но — главное — человеческая глубина, полнота, правда.

Про́клятые поэ́ты (фр. Les Poètes maudits ) — название цикла статей Поля Верлена, посвящённых его отверженным и непризнанным собратьям по перу, которые и сами не желали вписываться в окружающий мир буржуазного успеха и скучной добропорядочности, — Тристану Корбьеру, Артюру Рембо и Стефану Малларме.

Содержание

История понятия

Проклятые поэты в России

Литература

Публикации на русском языке

  • Проклятые поэты / сост., ст., комм. М. Д. Яснова. — СПб: Наука, 2005. — 495 с. ISBN 5-02-026240-4(Т. Корбьер, Ш. Кро, Ж. Нуво, Ж. Лафорг)
  • Проклятые поэты / сост., ст., пер. с фр., комм. М. Д. Яснова. — СПб: Азбука-классика, 2007. — 304 с. (Билингва). ISBN 978-5-91181-514-1(П. Верлен, Ш. Кро, Т. Корбьер, М. Роллина, Ж. Ришпен, Ж. Нуво, А. Рембо)
  • Проклятые поэты/ Сост., пред. Евгения Витковского. — М.: Эксмо, 2013. — 416 с.

Что такое Wiki.sc Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Яснов, Михаил Давидович — Михаил Давидович Яснов … Википедия

Корбьер, Тристан — Тристан Корбьер Tristan Corbière Имя при рождении … Википедия

Лафорг, Жюль — Жюль Лафорг Jules Laforgue … Википедия

Лафорг — Лафорг, Жюль Феликс Валлотон. Портрет Жюля Лафорга, помещен в Книге Масок Реми де Гурмона, 1898 Жюль Лафорг (фр. Jules Laforgue, 16 августа 1860, Монтевидео&#1 … Википедия

Дюпре, Жан-Пьер — Жан Пьер Дюпре фр. Jean Pierre Duprey Дата рождения: 1 января 1930(1930 01 01) Место рождения: Руан Дата смерти … Википедия

Нуво, Жермен — Жермен Нуво Жермен Нуво (фр. Germain Marie Bernard Nouveau, 31 июля 1851, Пурьер, деп. Вар 4 апреля 1920, там же) французский поэт символист. Содержание … Википедия

Яснов, Михаил Давидович — (Гурвич; р. 8. 01. 1946) Род. в Ленинграде. Окончил филол. ф т ЛГУ (1970). Печатается с 1961. Автор кн. стихов: В ритме прибоя. Л., «Сов. писатель», 1986; Неправильные глаголы. М., «Прометей», 1990; Алфавит разлуки. Из… … Большая биографическая энциклопедия

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector