Кто верит в сглаз детей

Разрушает миф Никита Викторович Петров, кандидат филологических наук, доцент Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета.

Существует обывательское мнение, что в сглаз, порчу да колдовство верят люди далекие, не очень образованные, зачастую неграмотные, живущие в деревнях. Это не так. В принципе, в мегаполисе, в любом большом современном городе каждый второй или третий человек верит в сглаз, порчу, колдовство, некоторые кормят домового, подливая ему молочко в блюдце, которое стоит в коридоре. Возникает вопрос: а что вообще происходит? Почему люди с хорошим уровнем образования, некоторые доктора наук, профессора, академики все равно продолжают верить в иррациональные вещи?

Была отличная диссертация 2012 года. Ученые из Нижегородского университета провели исследование среди студентов-психологов МГУ (психологи, вроде бы, — рациональнейшие люди). И она обнаружила, что 70% студентов-психологов МГУ носят с собой амулеты на экзамены! За время изучения этих явлений (а это как минимум 150 лет изучения) выяснилось, что вера в сглаз и в порчу, в духов, мифологических существ, приметы практически покрывает весь мир. Это первое. Второе, она не зависит ни от уровня образования, ни от социального статуса. Что происходит? Вроде бы, все зависит от ближайшего окружения в детстве. Простыми словами, если ваша бабушка либо мама рассказывала вам в детстве истории про домовых, то вероятно, что вы будете сами транслировать этот опыт, который не верифицируется, транслировать культурный опыт и нормативы поведения. И тут возникает забавный эффект, который в психологии называется эффект Розенталя или эффект самоосуществляющегося пророчества.

Человек отбрасывает из поля своего зрения все факты, которые мешают осуществлению пророчества. Например, вам предсказала цыганка, что в 2019 или 2020 году вы переедете в США. Вы будете всячески формировать свое поведение, мы это уже знаем, это эффект Розенталя. Но если вы не переедете в США в 2020 году, что вы скажете? Я не верю в пророчество? Нет! Не сбылось, потому что сглазили или что-то пошло не так, но цыганка-то права!

Вы будете выбирать из реальности все факты, которые почему-то помешали этому нормальному пророчеству осуществиться, это во-первых. А во-вторых, если на самом деле вам что-то предсказали и вы во что-то верите, вы будете из реальности отбирать все факты, которые работают на подтверждение этого предсказания.

Самый известный — эффект достоверности в рассказываемых историях. Например, если человек верит во что-то, его очень трудно переубедить. Почему? Он говорит, ну, вот, мне баба Маша рассказывала, что когда ей дорогу переходила черная кошка, с ней случались несчастья. Как бы понятно, что с ней случались несчастья много раз, не только когда ей дорогу переходила черная кошка. Но человек выбирает из фона те самые, которые работают на достижение пророчества, совершенно не замечая всего остального. Внимание сосредотачивается только на тех вещах, которые подтверждают предсказание. Это совершенно потрясающая вещь, но тем не менее мы выбираем из реальности те факты, которые работают на подтверждение осуществления пророчества.

Люди уезжают в отпуск, уезжают из своего освоенного пространства, где довольно стабильно, в чужое, в Египет, в Грецию Выход из зоны комфорта. Если с ними там что-то случается, это сразу же приписывается действиям некоторых иррациональных сил, некоторых иностранцев, чужестранцев, которые обладают силой, которую никто не знает. Какие выводы из этого можно сделать? В праздники, однозначно, любое негативное воздействие (ногу сломал) человек будет интерпретировать как нечто иррациональное и связывать это с общим комплексом знаний, усвоенных от бабушки или от мамы. Когда он покидает свое привычное место обитания и попадает в чужое, например, в лес, он вспоминает, что там есть леший. Если это Египет, то там есть арабы-колдуны, которые тебя сглазили, когда ты сломал ногу или руку, когда занимался дайвингом. То есть структура работает.

Главное — человек усваивает этот комплекс представлений прежде всего от родителей в раннем возрасте, а дальше все зависит от его предрасположенности. Например, если он легко внушаем, он может выхватывать суеверия из окружающего мира и в свою копилку складывать, причем потом распространять на своих детей. Поэтому традиция тоже реплицирует саму себя. Берется максимальное количество элементов окружающего мира, и дальше человек их аккумулирует, пытаясь объяснить то, что ему непонятно.

— А появились ли какие-то новые приметы в современном мире помимо черной кошки, перебежавшей дорогу?

Огромное количество вещей, и об этом можно рассказывать долго. Я приведу один пример, чтобы вы поняли. Это недавняя история: штука, которая позволяет исполнять желания, как многие думают. На эскалаторе в метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга есть печать завода-изготовителя, и последние несколько лет актуализировался тренд, что если человек, войдя на лестницу эскалатора, случайно накроет рукой эту самую печать, то может загадывать любое желание, и оно исполнится. То есть печать является вот такой аккумулирующей точкой.

— И потом человек подгоняет под себя это желание?

Вот вы смеетесь, но когда мне рассказали об этой печати на эскалаторе, я начал замечать, где эта печать, и, случайно положив на нее руку, подумал, что надо бы загадать желание. Понятно, не загадывал. Тем не менее подобные рассказы влияют на восприятие явлений окружающего мира, и ты волей-неволей задумываешься, а почему бы не попробовать. А вдруг? Но любой исследователь должен уметь вовремя отстраниться от предмета своих исследований.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector