Проклятие и не будет тебе покоя после смерти

1-10. Проклятие Иовом дня и ночи своего рождения. 11-26. Сожаление, зачем ему дана жизнь, и мотивы этого.

1 После того открыл Иов уста свои и проклял день свой.

1. Высказывая в своей первой речи сожаление по поводу своего рождения и желание смерти, — мертвенного пребывания, покоя в шеоле, Иов начинает ее проклятием, — пожеланием зла (2 Цар XVI:7-8; Иер XX:14) дню и ночи своего рождения, послужившим источником, началом стольких бедствий.

2 И начал Иов и сказал:

2. «И сказал», буквально с еврейского — «ответил». Речь Иова, в которой он не признает себя виновным, действительно, является ответом на тайные мысли друзей, убежденных в греховности страдальца.

3 погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!
4 День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!

3-4. День состоит в присутствии света; исчезновение последнего («день тот да будет тьмою», — ст. 4) равносильно гибели дня («да погибнет день», — ст. 3). Смена тьмы светом, т. е. существование дня установлено самим Богом (Быт I:4); к Нему и обращается с просьбою Иов, чтобы Он не допустил этой смены в число его рождения и тем самым исполнил просьбу о погибели дня.

5 Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя!

5. Усиление мысли ст. 4. Пусть в часы, отведенные для света, царит густой могильный мрак (X:21-22).

6 Ночь та,- да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев!

6. Ночь рождения Иова не должна перейти в день; господствующий в продолжение ее мрак пусть не сменяется светом. И так как ночь составляет известное число в соединении с днем, то сама по себе, взятая отдельно от дня, в него не перешедшая, она не может войти ни в состав чисел года, ни месяца.

7 О! ночь та — да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселье!

7. Несчастная для Иова, она не должна быть временем рождения («бесплодна») и кого-нибудь другого, он будет несчастен, подобно ему, Иову. Под условием исполнения данного желания в ночь его рождения не будет радости, которою сопровождается появление на свет человека (Ин XVI:21).

8 Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана!

8. Исполнению желания Иова могут помочь заклинатели, способные своею силою разбудить левиафана. Употребляемое в Библии для обозначения страшных пресмыкающихся (Пс LXXIII:14; CIII:26; Ис XXVII:1), выражение «левиафан» указывает, как думают, в настоящем случае на враждебное солнцу и луне созвездие, поглощающее их, благодаря, между прочим, чарам заклинателей, и тем производящее затмение. Отсутствие библейских указаний на существование среди евреев веры в такое созвездие не говорит против возможности приведенного объяснения: автор мог пользоваться не отмеченным в Библии народным поверьем. У других народов — китайцев и индийцев — оно существовало.

9 Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы

9. Ночь рождения Иова навсегда должна остаться тьмою; никогда не должна увидать проблесков утренней зари — «ресниц денницы».

10 за то, что не затворила дверей чрева матери моей и не сокрыла горести от очей моих!
11 Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?
12 Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы?

11-12. Принужденный примириться с мыслью о рождении, как неизбежным фактом, Иов все же выражает сожаление, зачем он пережил начальные моменты своего существования: момент появления на свет («выходил из утробы», ср. Иер XX:18), принятия отцом на колена в знак того, что он — его сын (Быт L:23) и время кормления молоком матери.

13 Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно
14 с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни,
15 или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром;
16 или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света.
17 Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах.
18 Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника.
19 Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.

13-19. Основанием для подобного сожаления является соображение, что смерть лучше жизни, пребывание в могиле предпочтительнее пребывания на земле. Могила — место полного успокоения, прекращения духовных и физических страданий. В ней успокаиваются цари и князья, из которых первые утруждали себя на земле заботами о заселении опустошенных местностей — пустыней (евр. «харабот» = развалины. Ср. Ис XLIV:26; LVIII:12; Иез XXXVI:10), вторые — собиранием сокровищ (ст. 14-15). В могиле конец жестокостям одних и страданиям других: в ней находят покой и несшие на земле непосильные труды, и не видавшие света узники темницы, и рабы, жизнь которых — один беспрерывный труд (VII:2).

20 На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею,
21 которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад,
22 обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?
23 На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?

20-23. Лично для Иова смерть желательна потому, что избавила бы от мучительного состояния — утраты понимания смысла жизни. Жизнь есть время возможных для человека радостей: «свет сладок» (Еккл XI:7); но эта сладость не доступна для него, огорченного душою; жить и пользоваться жизнью он не может. Для чего же продолжать существование? Некоторым облегчением в современном горестном положении могло бы служить для Иова знание причины постигших его страданий; но это скрыто от него, он находится во мраке неведения (ст. 23).

24 Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода,

24. Пораженный болезнью, утративший смысл жизни, Иов испытывает состояние душевного смятения, выражением которого являются постоянные вздохи и стоны.

25 ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне.

25. К этому смятению присоединяется еще что-то ужасное, чего он страшится и от чего не может избавиться. В данном случае Иов намекает, быть может, на те кошмары, о которых говорит ниже (VII:14).

26 Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье.

26. Испытывая смятение, страдая от кошмаров, Иов ни на минуту не может успокоиться.


Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Свет озарил мою больную душу,
Нет, твой покой я страстью не нарушу,
Бред, полночный бред терзает сердце мне опять,
О, Эсмеральда, я посмел тебя желать.
Мой тяжкий крест — уродства вечная печать,
Я состраданье за любовь готов принять.
Нет, горбун отверженный с проклятьем не челе,
Я никогда не буду счастлив на земле.
И после смерти мне не обрести покой,
Я душу дьяволу продам за ночь с тобой.

Рай, обещают рай твои объятья,
Дай мне надежду, о моё проклятье!
Знай, греховных мыслей мне сладка слепая власть,
Безумец, прежде я не знал, что значит страсть.
Распутной девкой, словно бесом одержим,
Цыганка дерзкая мою сгубила жизнь.
Жаль, судьбы насмешкою я рясу облачен,
На муки адские навеки обречен.
И после смерти мне не обрести покой,
Источник teksty-pesenok.ru
Я душу дьяволу продам за ночь с тобой.

Сон, светлый счастья сон мой — Эсмеральда,
Стон, грешной страсти стон мой — Эсмеральда,
Он сорвался с губ и покатился камнем вниз,
Разбилось сердце белокурой Флёр де Лис.
Святая дева, ты не в силах мне помочь,
Любви запретной не дано мне превозмочь,
Стой, не покидай меня, безумная мечта,
В раба мужчину превращает красота.
И после смерти мне не обрести покой,
Я душу дьяволу продам за ночь с тобой.

И днем, и ночью лишь она передо мной,
И не Мадонне я молюсь, а ей одной.
Стой, не покидай меня, безумная мечта,
В раба мужчину превращает красота.
И после смерти мне не обрести покой,
Я душу дьяволу продам за ночь с тобой.
За ночь с тобой.

ПОКОЯ НET И ПОСЛЕ СМЕРТИ

Предупреждение для тех, кто стремится к богатству, славе и величию

Более десяти раз гроб с останками Паганини предавали земле и отрывали вновь. Даже при жизни, возможно, он не проделывал столь долгий путь, какой совершило его уже бездыханное тело.

Знаменитый скрипач умер в Ницце от чахотки в мае 1840 года. Его останки были забальзамированы по всем правилам того времени и выставлены в зале. Толпы людей приходили взглянуть на музыканта, столь виртуозно владевшего скрипкой, что его даже подозревали в связи с нечистой силой…

И без того убитого горем сына Паганини в связи с этими подозрениями ждал новый удар судьбы: епископ Ниццы преподобный Доменико Гальвано запретил хоронить еретика Паганини на местном кладбище.

Дорогой ореховый гроб тайно перевезли на корабль. Друзья решили доставить маэстро в его родной город Геную, которому он завещал свою скрипку. Но трусливый губернатор города Филиппе Паолуччи отказался даже впускать судно, в гавань.

Три месяца простояла шхуна на рейде. Матросы пили «горькую», утверждая, что по ночам из тяжелого орехового ящика доносятся горестные вздохи и звуки скрипки. Наконец, в результате длительных переговоров с самыми высокопоставленными лицами, останки Паганини было разрешено перенести в подвал замка графа Чессоле – друга великого скрипача.

Но и там они, увы, пробыли недолго. Слуги стали жаловаться, что гроб мерцает в темноте дьявольским светом.

И вновь ореховый ящик погрузили на повозку и повезли в морг лазарета в Виллафранке. Однако там взбунтовались местные служащие, которые, казалось бы, должны были быть привычны ко всему. Тем не менее тело Паганини наводило на них непередаваемый ужас: им регулярно слышались стоны и вздохи призрака, сопровождаемые звуками страстной музыки.

И вновь друзья Паганини были вынуждены пуститься в дорогу вместе с печальным грузом…

Ги де Мопассан, воодушевленный этой невероятной эпопеей, написал в одном из своих романов, что гроб из орехового дерева с телом музыканта более пяти лет покоился на пустынном скалистом острове Сент-Онора, пока сын Паганини добивался в Риме высочайшего разрешения предать его земле.

Но граф Чессоле в своих воспоминаниях приводит совсем другую версию. Вот основные ее этапы:

В 1842 году скрипача захоронили на мысе Сент-Оспис, у подножия старинной башни.

В апреле 1844 года останки вновь откопали и перевезли в Ниццу.

В мае 1845 года гроб перевезли на виллу графа Чессоле.

Но и это еще не все. Друзья не оставляли надежды захоронить маэстро по-христиански на кладбище. Усилия их увенчались успехом лишь в 1876 году – спустя 36 лет после смерти! Но в 1893-м гроб вновь откопали, так как пошли слухи, что из-под земли доносятся странные звуки, словно там находится живое существо. В присутствии внука Паганини чешского скрипача Франтишека Ондржичека прогнивший ореховый ящик был вскрыт. Тело музыканта практически истлело. Но голова, особенно лицо, загадочным образом великолепно сохранилась. Это дало пищу для новой волны самых невероятных слухов и сплетен. В 1897 году гроб с Паганини вырыли еще раз и перевезли на новое кладбище…

«Паганини продал душу дьяволу, – гласила людская молва. – И после смерти ему не найти успокоения!»

Трудно сказать, насколько соответствует истине первая часть этого утверждения. Но то, что умерший маэстро действительно долгое время не знал покоя, – абсолютная истина.

Не менее удивительные посмертные приключения пережило тело знаменитого конкистадора и завоевателя Мексики Кортеса. Он уничтожил великое множество ацтеков. И их правитель Куаутемока перед своей казнью сказал Кортесу: «Бог спросит с тебя за это!»

Проклятие подействовало. Великий конкистадор умер в Севилье в 1547 году и был торжественно погребен в фамильном склепе. Но через 15 лет гроб с телом перевезли через океан, захоронив в монастыре в Тескоко. Всего же гроб проклятого Кортеса отрывали и зарывали вновь еще шесть раз.

Когда Мексика освободилась от испанского владычества, покойнику грозила опасность вообще исчезнуть – местные патриоты вознамерились сжечь останки конкистадора и развеять по ветру…

Обошлось. Но покоя Кортес все равно не обрел. В 1946 году его тело разыскали ученые и отправили на исследования…

Какое же проклятие преследовало великого Паганини? Почему останки Кортеса переходили из могилы в могилу? В чем секрет этих посмертных эпопей? Может, и впрямь тут замешаны мистические законы и высшие силы?

Не будем спешить с выводами. Замечено, что обычно события складываются так, что тела людей, вкусивших при жизни власти или славы, не имеют, покоя после смерти. Вспомним хотя бы египетских фараонов. Их останки подвергались ограблению, их забальзамированные тела препарировали ученые, их мумии развезли по всему свету и выставили в музеях на всеобщее обозрение.

Вряд ли в этом виновны какие-то потусторонние силы. Сами люди, движимые любовью или ненавистью, а чаще всего любопытством к великим умершим, не дают им покоя.

Показательна судьба тела Ленина, которое до сих пор не предано земле. Во время войны оно тайком перевозилось в специальном саркофаге в далекую Тюмень, чтобы в случае падения Москвы «великий вождь» не попал в руки фашистов. А в последующие годы, даже когда его останки уже находились в Мавзолее на Красной площади под бдительной охраной, все же находились люди, которые пытались совершать на них покушения. И события самых последних лет убеждают нас, что покой для Владимира Ильича наступит не скоро…

Редко можно найти великого покойника, которого не потревожили бы в могиле, чтобы отправить в посмертное путешествие.

Взять хотя бы Наполеона, которого отрыли спустя 19 лет после смерти, чтобы перевезти его прах с острова Святой Елены в Париж.

Останки Федора Шаляпина спустя полвека после смерти отправились в дорогу из Франции в Россию.

Ходят слухи, что останки Гитлера хранятся где-то в сейфах российских спецслужб…

Иногда тела знаменитостей даже воруют, как это произошло с останками Чарли Чаплина в 1978 году. Глубокой ночью двое злоумышленников вскрыли могилу знаменитого артиста, погрузили свинцовый саркофаг в автофургон и увезли его в неизвестном направлении, как потом выяснилось – в Швейцарию. Но тщетно они требовали с вдовы выкуп. Она сказала: «Мой муж живет в моем сердце и на небесах. А то, что попало к вам в руки, – мне неинтересно». Тело Чарли Чаплина отсутствовало в своей могиле почти месяц, прежде чем полиция смогла поймать незадачливых преступников.

Порой останки людей, познавших при жизни высочайшие почести, подвергались после смерти изощренным унижениям, пыткам и даже показательным казням. Вот некоторые примеры такой неблагодарности потомков.

…В конце IX века, когда папский престол в Риме занял Стефан VI, он решил судить своего предшественника епископа Формозу. Тело епископа вырыли из могилы, одели в папские одежды и посадили на трон. Состоялся мистический суд над мертвецом. Его признали виновным в страшных прегрешениях. Затем труп показательно казнили – ему отрубили три пальца, которыми он благословлял народ при жизни, затем его привязали за ноги к лошади, протащили через весь Рим и сбросили в Тибр…

Очень похоже поступили англичане с Оливером Кромвелем. Его тело, захороненное в часовне Вестминстерского аббатства, достали из могилы и повесили, а потом спустя некоторое время выставили подгнившую голову на крыше Вестминстер-Холла на всеобщее обозрение и для всеобщего устрашения…

Лютая казнь над уже мертвым телом лже-Дмитрия (Григория Отрепьева) состоялась в России в начале XVII века. Сперва покойника, пролежавшего на площади несколько дней, подвергли публичному бичеванию. Потом ему вспороли живот, а в рот забили музыкальную дудку. Изуродованные останки захоронили было в придорожной канаве. Но и этого показалось мало. Вскоре изуродованное тело вновь откопали, сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили…

Знаменитому Гришке Распутину, фавориту русского паря, тоже не удалось спокойно полежать в могиле. Его тело отрыли буквально через несколько месяцев после убийства и сожгли в топке парового котла… Какие же из этого можно сделать выводы? Может быть, при жизни не стоит стремиться к славе и величию, чтобы после смерти покоиться в земле с миром?

Впрочем, порой даже самая «растительная» жизнь не гарантирует послесмертного успокоения. Вандалы грабят могилы, а власти дают указания сносить клад^ бища, чтобы подготовить площадки под застройку ширящихся городов…

А из оскверненных могил слышатся стоны… А может быть, это рыдает наша совесть. И пока люди не научатся уважать покой мертвых, мертвые не будут давать покоя живым…

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector