Транспортировка – специфические услуги, обеспечивающие перемещение товаров или людей в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения продукции предприятий, пассажиров и багажа в согласованное место. Отношения по перевозке возникает при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация и лицо, заинтересованное в транспортировке.
Согласно обязательству перевозки транспортная организация обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа) обязуется оплатить оказанные транспортные услуги (внести провозную плату). Не исключено, что при перевозке груза одна из сторон может нарушить договор, что приведет к порче или утрате имущества.
Перевозчик или отправитель освобождаютсяот ответственности в случаях:
• непреодолимая сила и иные действия стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), военные действия;
• прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях;
• иные случаи, предусмотренные транспортными уставами или кодексами.
Риск транспортировки продукции предприятий может реализоваться в её утрате, недостаче и повреждений (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сроков. Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке или сданного получателю по одной накладной. Порча груза – несоответствие его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. Общим условием ответственности является презумпция вины, т.е. перевозчик несет ответственность за не сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело. Таким образом, риск не сохранности имущества, полученного от отправителя и до выдачи получателю, лежитнаперевозчике.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Дата публикации: 30.01.2016
Статья просмотрена: 1622 раза
В статье ставится задача рассмотрения страхования как метода минимизации рисков при транспортировке. Выделяются ситуации возникновения рисков в авиа, морских, железнодорожных и автомобильных транспортировках. Производится систематизация рисков при транспортировке, а также выделяются категории страхования риска.
Ключевые слова: логистика, риски при транспортировке, источники риска, страхование груза
В любой сфере деятельности человека может возникнуть риск. Сфера транспортных перевозок не исключение. Деятельность людей при перевозках сопровождается высокой ответственностью, а значит и вероятностью наступления риска. К рискам можно отнести непредвиденные случаи, которые могут негативно отразиться как на целостности груза, его товарном состоянии, так и на репутации компании.
Стихийные бедствия, промышленные аварии, международные конфликты, геополитические ситуации, это лишь малая часть непредвиденных событий, которые представляют постоянную угрозу для эффективного функционирования системы поставок. [2]
Важной задачей, для каждого предприятия является доставить груз до места назначения в целостности и сохранности.
Риски оказывают влияние на параметры движения потоков, что, в свою очередь, приводит к сбоям в поставках. Помимо очевидных потерь, таких как убытки, штрафные выплаты вследствие нарушения сроков доставки продукции или повреждения грузов, последствия могут быть более критичными: нарушение непрерывности процесса производства и обслуживания, снижение качества сервиса, изменение или прекращение отношений с партнерами, уменьшение уровня доходности. Так, исследования практики зарубежных компаний показывают, что в среднем срывы поставок приводят к падению продаж на 7 % в год, операционной прибыли — на 42 %, а рентабельности активов — на 35 %. [1]
Рис. 1. Влияние срывов поставок на показатели эффективности предприятия
Возможных рисков при транспортировке товара от поставщика к потребителю существует целое множество. Например, выход из строя или повреждение транспорта, его техническое состояние, погодные условия, дефекты упаковки товара, неправильное размещение груза в транспорте, резкое движение, нарушение температурного режима внутри транспортного средства, аварии, хищение груза, не правильное оформление данных в маршрутном листе.
Таким образом, на основе вышесказанного составим таблицу. Выделим четыре основные группы внешних воздействий, которые носят, как правило, случайный (рисковый) характер.
Систематизация рисков при транспортировке
Группы внешних воздействий
Источники риска
удары, толчки, вибрации, статистические нагрузки
влияние атмосферных осадков, влажность воздуха, перемена температуры, солнечная радиация
влияние жизнедеятельности микроорганизмов, насекомые.
неверный выбор маршрута перевозки, вида транспорта, размещения на транспортном средстве
Многие события (как, например, катастрофы техногенного характера) невозможно спрогнозировать, то есть, компании не в состоянии контролировать множество рисков, с которыми они сталкиваются. Однако некоторые компании реагируют на неблагоприятные события эффективнее других. Им удаётся выстоять, вернуться на прежние позиции или перейти в качественно новое состояние.
Рассмотрим ситуации возникновения рисков в авиа, морских, железнодорожных и автомобильных транспортировках.
Авиаперевозки: движение товаров по воздуху является относительно безопасным способом. В основном при авиаперевозках перемещают товары, которые имеют не большие размеры. Для более крупных объектов используют чартерные специализированные рейсы. В авиаперевозках риск не велик, ведь этот транспорт является одним из безопасных. Риском при данной транспортировке может быть превышение допустимой массы груза, что может привести к небезопасному полету и перемещению товара. В связи с этой причиной может возникнуть порча товарного вида или его утрата, не исключен риск хищения, особенно если транспорт часто находится в промежуточных пунктах при перелете.
Морские перевозки: здесь довольно часто риски возникают из-за неблагоприятных погодных условий, что ведет к повреждению транспорта и порчи перевозимого груза. Но, иногда именно морская транспортировка является исключительным путем доставки товара. Не стоит также забывать о загрязнении воды при транспортировке данным способом. Ведь существует высокая вероятность нанесения вреда здоровью животным, которые обитают в океанах всего мира. [3]
Железнодорожные перевозки: обычно возникновение рисков в данной сфере связано в случае схода поезда с рельс, нарушения герметичности вагона с перевозимым товаром, хищения.
Автомобильные перевозки: самый распространенный способ транспортировки товара и имеющий высокие риски, а именно, дорожные аварии, погодные условия, незаконные умышленные действия, от третьих лиц, а так же не исключена вина перевозчика.
Для того чтобы минимизировать риск при транспортировке многие компании пользуются услугами страхования, где им обеспечивается гарантия покрытия убытков, если наступил риск. На сегодняшний день страхование — это неотъемлемая часть деятельности каждой компании при любой транспортировке.
Поэтому страхование груза при перевозке товара является актуальным решением. Страхование — система мероприятий по созданию страхового фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями, несчастными случаями, а так же выплачиваются иные денежные суммы в связи с наступлением определенных событий. Цель страхования — возможность поставщиков получить возмещение в денежной сумме за утрату или порчу товара. Страхование груза в транспортных перевозках обуславливается многоуровневым процессом, в котором могут быть задействованы несколько участников рынка. Участниками могут являться поставщики, перевозчики груза и потребители. В реальности все участники заинтересованы, чтобы груз был доставлен в целостности и сохранности. Страхование груза будет выгодно:
- Если поставщик учёл все характеристики груза, его особенности и правила транспортировки;
- Если потребитель изучил все возможные методы защиты своих интересов в случае, если груз доставлен до него не в товарном состоянии или груз не был доставлен вовремя;
- Если перевозчик выделил транспорт соответствующий всем нормам для перевозки предоставленного груза.
Итак, для того, чтобы минимизировать риски в транспортных перевозках, нужно уметь идентифицировать риск и заранее позаботиться о сохранности товара благодаря системе страхования, которая поможет обеспечить защиту имущественных интересов участникам транспортировки.
- Яхнеева И. В. Теория и методология управления рисками в системах поставок: Дис. … д.э.н., доцент, профессор. Самара. 2013.- 330с.
- Henry Hicks. Managing Supply Chain Disruptions// Inbound Logistics/Articles By Subject/ Risk Management — March 2012.
- Henry P. Huntington, Raychelle Daniel. Vessels, risks, and rules: Planning for safe shipping in Bering Strait // Marine Policy —2015. —Volume 51. — Pages 119–127.
Не всегда груз, который приходится перевозить защищен от воздействия динамических сил, действующих на груз в процессе перевозки.
В случае обнаружения повреждений первым делом следует разобраться, что именно произошло, и какой ущерб нанесен грузу. Чаще всего можно видеть, что доставленный груз не соответствует первоначальному виду и указанному в сопроводительных документах качеству, имеются повреждения (царапины, потертости, видны поломки и т.п.); груз был доставлен не полностью (недостача по весу или количеству).
Важный момент!
За груз в пути отвечает перевозчик. Транспортная компания несет ответственность за принятый ею к перевозке груз с момента его загрузки до момента полной выгрузки.
В момент принятия груза необходимо тщательно проверить груз и сделать соответствующие отметки в CMR-накладной, если имеются замечания к качеству и состоянию груза, имеются повреждения и т.п.
Для фиксирования повреждений на выгрузке необходимо составление акта, внесение отметки в CMR-накладную
При составлении акта необходимо, чтобы в акте было отражено следующее:
— точное количество поврежденного груза;
— что конкретно повреждено (упаковка, сам груз и т.п.);
— подпись водителя и других лиц, составляющих акт.
Водитель, имеет право сделать свои оговорки в акте при их наличии. У каждой из сторон, участвующих при составлении акта, должен остаться экземпляр оригинала составленного акта. В случае составления акта, необходимо этот факт отразить в соответствующей CMR накладной.
При внесении отметки в CMR необходимо, чтобы было отражено следующее:
— отметка о составлении акта, в случае, если он был составлен;
— подробное описание того, что именно повреждено;
— отметки должны быть во всех экземплярах CMR;
При дальнейшей работе над случаем с повреждением груза во время перевозки может сложиться так, что в добровольном порядке виновная сторона не намерена возмещать причиненный ущерб и необходимо составление претензии.
Претензия (предложение о добровольном урегулировании спора) – это возможность защитить свои права и стимулировать партнера выполнить обязательства.
Претензия должна передать информацию о случившемся и донести адресату претензии о Ваших требованиях и возможных последствиях, в случае невыполнения заявленных требований.
Претензия содержит факты произошедшего, требования, ссылки на соответствующее законодательство и нормативные документы.
Общий алгоритм по написанию претензий:
1. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ:
— Обозначить, что стало предметом или поводом для предъявления претензии.
— Определить, какого результата Вы ждете от рассмотрения претензии, то есть что Вы будете требовать от адресата.
— Собрать доказательную базу – документы, касающиеся предмета претензии (договоры, свидетельства, квитанции, акты и т.д.).
— Рассчитать сумму ущерба и приложить подробный расчет.
— Разобраться в ситуации с точки зрения закона. Это добавит Вам убедительности.
2. ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИИ
2.1. В претензии указываются:
— фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их местожительства (место пребывания) или место нахождения;
— дата предъявления претензии;
— обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
— доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
— требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
— сумма претензии и ее счет, если претензия подлежит денежной оценке;
— перечень документов, прилагаемых к претензии.
2.2. В претензии могут указываться предложения о разрешении спора с участием медиатора, заключении соглашения и т.п.
2.3. К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования.
2.4. Претензия подписывается заявителем претензии или его представителем и направляется получателю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.
Важно понимать, что судебные рассмотрения могут длиться годами и нет гарантии, что в ходе судебного разбирательства суд вынесет решение о полном удовлетворении требований заявителя.
Поэтому следует ответственно подходить к выбору перевозчика. Как правильно выбирать транспортную компанию, мы писали здесь. Обязательно прочтите!
Также следует рассматривать вариант страхования груза, чтобы в случае возникновения непредвиденных ситуаций страховка могла стать дополнительной возможностью получения возмещения.
Читайте также: