Вы ненавидите себя а думаете что это я проклятые проекции

Подумайте о ком-нибудь, чье поведение не нравится вам. Поставьте пустой стул напротив себя и представь­те, что этот человек сидит на нем. В течение некоторого времени старайтесь сформировать его образ. Посмот­рите, как он сидит, во что одет, каково выражение его лица и как он разговаривает с вами. Обратите особое внимание на то в его поведении, чего вы не любите.

Теперь представьте, что вы и есть этот человек, и нач­ните вести себя так, как вам не нравится. Приложите усилия, чтобы быть точно таким, каким вы представля­ете себе этого человека. Потом постепенно попробуйте приспособить его поведение к своему стилю.

Если вы работаете с партнером, пытайтесь обращаться с ним так же. Если вы одни, используя такое поведение, побеседуйте в своем воображении с кем-нибудь из ва­шей жизни.

«Это довольно больно и приводит меня в состояние шока, когда я осознаю, что именно я, а не мой адвокат, в кото­ром наблюдаю скрытность, подспудно скрываю раздра­жение под маской вежливости».

Даже понимая себя, мы можем неясно видеть окружаю­щий нас мир. Люди, все время видящие жестокость и пагуб­ность внешнего мира, могут подавлять эти черты в себе. От­крыв в себе те качества, которые мы принимаем с большим трудом, мы сможем увидеть эти качества в других, только если они действительно присутствуют.

Вы ненавидите себя, а думаете, что это я.

«Хотя я могу спроецировать свою злость на кого-то дру­гого и получить искаженное представление о его злости, я могу ощутимо чувствовать, что он зол. Но если я не возьму на себя ответственность за свою злость, может возникнуть ненужная конфронтация, особенно если тот человек, на которого я спроецировал свою злость, тоже отрицает свою. Представьте себе картинку: мы оба гнев­но кричим друг другу, что зол другой!»

Чаще мы проецируем «отрицательные» свойства, но то же самое может происходить и с «положительными», «хороши­ми» качествами. Их тоже нужно переоценить прежде, чем наше восприятие себя и других сможет проясниться. Вы мо­жете исследовать, в какой степени вы проецируете свою силу духа, мощь и таланты на других, повторив предыдущее упраж­нение, но поменяв недолюбливаемого вами человека на того, которым восхищаетесь. Мы уже предлагали пару похожих уп­ражнений, называемых «откровенное признание».

Если я не осознаю свой характер и неискренен сам с собой, то так или иначе я буду проецировать часть себя на других, чтобы не признаться в том, что эта часть у меня есть. И наобо­рот, взяв ответственность на себя, я смогу принять эту часть, выделив ее в качестве фигуры из фона остальных собствен­ных составляющих. Тогда я могу сделать выбор, пользоваться ли ей и выражать ли это свое качество. Тем самым я лучше управляю своим существованием.

«Полезный ключ к тем моментам, когда я проецирую себя на других, — это когда я обнаруживаю, что сильно реа­гирую на некоторые черты людей, в то время как другие их не замечают вовсе. Тогда я начинаю подозревать, что слеп ко всем другим моделям поведения, которыми этот человек несомненно должен обладать».

И в то же время, как и большинство других аспектов чело­веческого поведения, механизм проекции может быть для нас очень ценным. Например, интуиция основана на тщательной проекции, потому что мы никогда не сможем прямо и непос­редственно почувствовать, что чувствует другой. Мы зависим от множества поведенческих сигналов, и некоторые из них, несомненно, лежат ниже уровня нашего сознания. Так, выра­жение эмоций кем бы то ни было является пусковым механиз­мом для вызывания похожих чувств внутри нас, и с помощью знания того, что мы чувствуем сами, мы догадываемся, что чув­ствует другой. Этим определяется наша способность сопереживать друзьям, предвидеть поведение коллег или даже пере- бивать ставку партнера при игре в покер, — все это невозмож­но без тщательной проекции.

Другой механизм, с помощью которого мы вмешиваемся в естественный цикл формирования и разрушения гештальта и тем самым снижаем свою способность гибко отвечать окру­жающему миру, это так называемая интроекция.

Буквально интроекция означает — «вбирание внутрь». Это понятие используется для описания процесса, когда чьи-то мнения и оценки принимаются без разбора, подобно тому, как маленький ребенок впитывает знания от окружающих. В определенной мере мы должны научиться этому способу впитывать все, что дают, без вопросов, подобно глотающему молоко ребенку. Это процесс неразборчивости, поглощения, принятия на веру.

Подрастая, ребенок должен больше трудиться для получе­ния еды, ему надо жевать и пережевывать ее до того, как про­глотить. Это действие, называемое ассимиляцией (усвоением), отличается от интроекции тем, что включает разрушение и реорганизацию. Однако некоторые люди никогда полностью не научаются агрессивному поведению, которое необходимо для ассимиляции, и продолжают просто впитывать (погло­щать) мнения своих родителей, а позже общества и других людей так же, как сначала просто впитывали (поглощали) ма­теринское молоко — пассивно и без сомнений.

Они принимают идеи, мнения и все аргументы других лю­дей, не пользуясь при этом собственными аналитическими способностями. Такие люди не пережевывают идеи других до того, как их проглотить: они скорее проецируют внутрь, чем ассимилируют. Преимуществом такого поведения является от­сутствие необходимости брать на себя ответственность за то, во что верит человек: подобное поведение не требует усилий, поскольку позволяет сослаться на других. Недостатком такого поведения, однако, является опасность стать не способным гиб­ко соответствовать собственным (подлинным) потребностям и желаниям. Такие люди вязнут, пытаясь следовать мнениям других людей или даже представлениям, характерным прошло­му. Они стараются вести себя так, как это «следовало бы» делать, и постоянно заставляют себя быть не теми, кем они на самом деле являются.

Перлз в книге «Эго, голод и агрессия» показал психологи­ческие аналогии между нашим поведением и способами по­глощать и переваривать пишу. Об интроекции в таком кон­тексте можно сказать, что мы давимся (жадно хватая пищу) мнениями и суждениями окружающих без предварительно­го их пережевывания (переработки), а потому и не можем усвоить и интегрировать их.

Подобно тому, как мы разглядываем пищу до ее проглаты­вания, нам следует быть осторожными и с принятием чужих мнений и суждений. Иногда нас тошнит от проглоченной не­подходящей пищи (по причине ее несвежести или из-за того, что мы недостаточно ее прожевали); точно так же мы должны быть готовы вырвать, выплюнуть и пересмотреть идеи и мне­ния, которые уже были нами проглочены.

Будучи детьми, мы узнаем, что из-за непослушания роди­телям можем оказаться отвергнутыми ими. Обычно мы свя­зываем это со страхом, что родители могут нас покинуть. По­этому часто мы ведем себя так, как нам говорят, но с четким пониманием, что наше послушание существует только под при­нуждением.

На нас давят, чтобы мы вели себя определенным, приня­тым образом, и при этом создается видимость, будто это наш собственный выбор, так возникает установка, которая хоть и чужда нам, но все же достаточно сильна, чтобы мы сохраняли желаемое поведение. Мы сливаемся с ним и продолжаем его демонстрировать, даже если оно не согласуется с тем, кто мы есть. Для того, чтобы открыть для себя феномен интроекции, проделайте следующее упражнение.

Представьте себе игрока, который схватил карты в кулак, чтобы никто не увидел, «что у него там», но, к несчастью, сел так, что его карты хорошо видны окружающим. например, сзади него стоит зеркало, на которое тот даже не обратил внимание.

Этим коварным зеркалом является так называемая проекция. А тот игрок, кто сидит напротив зеркала, и хорошо видит всё что Вы от него прячете, называется психолог.

Ну а теперь давайте разберёмся в одном из самых важных вопросов без метафор. Собственно, важных вопросов у нас — два.

Как формируется наше негативное представление о мире?

Как нам узнать о себе то, что мы мы сами от себя глубоко спрятали? (Или «отдай то, чего в доме не знаешь»).

Собственно, об этом кратко и, как всегда, пригоже высказался «папа» гештальт-психологии — доктор Фриц Перлз:

«Вы ненавидите — себя.
А думаете, что это — я.
Проклятые проекции. »

Вы знаете, с недавних пор это «стихотворение» стало у меня самым любимым из всего, что написано в стиле японских хокку.

Старинный пруд.
Прыгнула лягушка.
Всплеск в тишине.

Ну чем Фриц Перлз не Басё?

Так что же такое проекция и каков механизм её работы?

Человек, который не осознаёт свой характер и неискренен сам с собой (общая наша болезнь!) рано или поздно начинает проецировать эту вытесненную часть себя на других людей. Он это делает только для того, чтобы не признаться самому себе, что такое качество есть у него самого.

Грубо говоря, мы яростнее всего нападаем именно на те недостатки в людях, которые присущи нам самим. Но это ещё не так страшно. Хуже — другое.

Иногда мы вообще приписываем непознанным нами людям недостатки, которых у них и в помине нет — то есть «наши родные» недостатки! И вот это уже — патология восприятия реальности!

Причём, что самое страшное, что когда мы вдруг «провидим», «прозреваем» в ком-то

— неискренность,
— корыстные побуждения,
— скрытую агрессию,
— неуважение к нам,
— высокомерие,
— лень,
— недостаточную образованность,
то мы очень любим объяснять это своё видение — своей якобы интуицией!

Господа! Давайте научимся отделять зёрна от ядовитых плевел!

Давайте научимся различать интуицию (которая действительно имеет место быть в жизни)

и проекцию (которая возникает гораздо чаще, чем интуитивные озарения и догадки!)

А что поможет нам научиться отличать проекцию от интуиции? Всё очень просто: привычка честного разговора с самим собой. Когда Вы очень сильно раздражены каким-то качеством людей (и это раздражение приняло у Вас форму хроники) обязательно скажите себе: «Стоп!»

«А не я ли сам грешу этим свойством натуры?»

А не я ли, Господи, сам тайно стыжусь своей недостаточной образованности, да так, что качество это, замеченное в других, вызывает у меня бешеную ярость?

А не я ли сам взял себе за привычку не быть ни с кем искренним на всякий случай? И теперь решил, что раз я лгу круглосуточно, то и весь остальной мир таков?

А не я ли с самого детства прячу в себе тайную страсть — украсть что-нибудь так, чтобы никто не заметил, стянуть себе понравившуюся вещицу? И теперь я во всех подозреваю воров и покупаю самую дорогую систему сигнализации?

Вот мы и ответили на вопрос №1: как формируется наше негативное представление о мире.

А теперь ответим на вопрос №2: Как нам узнать о себе то, что мы мы сами от себя глубоко спрятали?

Проделайте такое упражнение. Выберите свободное время, возьмите лист и ручку и напишите сочинение на тему: «Люди, которых я не люблю». В общем, напишите продолжение песни Владимира Высоцкого «Я не люблю». С таким же пафосом и яростью. Можно даже назвать сочинение так: «Люди, которым я не подам руки» или «Люди, которых я не считаю за людей».

Два часа Вы будете выпаривать яд и старательно оттачивать формулировки — как дикарь, готовящийся к войне с соседним племенем.

Закончив труды, отложите лист в сторону и перечтите своё сочинение на другой день. Это будет не совсем точный, но очень верный во многих узловых моментах портрет того себя, которого Вы не знаете и не принимаете, скрывая от всех и от Вас самого, что Вы — именно такой.

В этом портрете будет очень много просто заштрихованного простым карандашом фона — это когда Вы будете перечислять то, чего осуждают практически все здравомыслящие люди и чего не задевает Вас сильно. Это будет фон. Фигура же на фоне — то есть, сам портрет, пойдёт в тех линиях, где Ваш карандаш сломается от нажима, вызванного нахлынувшей злостью. Вот там, где самые жирные злые линии — Вы рисуете уже себя.

Кстати, можете проделать это упражнение со своим другом — узнаете о нём очень много.

Но не с целью собрать на него компромат и выбросить ему этот компромат в лицо. Глупее ничего не придумаешь, и упаси Вас боже.

Нет. С целью: не наступать симпатичному Вам человеку на его тайную больную мозоль. А также с целью помочь любимому и дорогому человеку добиться того (или победить то) с чем он не в состоянии справиться в одиночку.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Экология сознания: Психология. Представьте себе игрока, который схватил карты в кулак, чтобы никто не увидел, «что у него там», но, к несчастью, сел так, что его карты хорошо видны окружающим. например, сзади него стоит зеркало, на которое тот даже не обратил внимание.

Представьте себе игрока, который схватил карты в кулак, чтобы никто не увидел, «что у него там», но, к несчастью, сел так, что его карты хорошо видны окружающим. например, сзади него стоит зеркало, на которое тот даже не обратил внимание.

Этим коварным зеркалом является так называемая проекция. А тот игрок, кто сидит напротив зеркала, и хорошо видит всё что Вы от него прячете, называется психолог.

Эти коварные проекции

Ну а теперь давайте разберёмся в одном из самых важных вопросов без метафор. Собственно, важных вопросов у нас — два.

Вопрос первый

Как формируется наше негативное представление о мире?

Как нам узнать о себе то, что мы мы сами от себя глубоко спрятали? (Или «отдай то, чего в доме не знаешь»).

Собственно, об этом кратко и, как всегда, пригоже высказался «папа» гештальт-психологии — доктор Фриц Перлз:

«Вы ненавидите — себя.
А думаете, что это — я.
Проклятые проекции. »

Вы знаете, с недавних пор это «стихотворение» стало у меня самым любимым из всего, что написано в стиле японских хокку.

Старинный пруд.
Прыгнула лягушка.
Всплеск в тишине.

Ну чем Фриц Перлз не Басё?

Так что же такое проекция и каков механизм её работы?

Человек, который не осознаёт свой характер и неискренен сам с собой (общая наша болезнь!) рано или поздно начинает проецировать эту вытесненную часть себя на других людей. Он это делает только для того, чтобы не признаться самому себе, что такое качество есть у него самого.

мы яростнее всего нападаем именно на те недостатки в людях, которые присущи нам самим

Но это ещё не так страшно. Хуже — другое.

Иногда мы вообще приписываем непознанным нами людям недостатки, которых у них и в помине нет — то есть «наши родные» недостатки! И вот это уже — патология восприятия реальности!

Причём, что самое страшное, что когда мы вдруг «провидим», «прозреваем» в ком-то

  • неискренность,
  • корыстные побуждения,
  • скрытую агрессию,
  • неуважение к нам,
  • высокомерие,
  • лень,
  • недостаточную образованность,

то мы очень любим объяснять это своё видение — своей якобы интуицией!

Господа! Давайте научимся отделять зёрна от ядовитых плевел!

Давайте научимся различать интуицию (которая действительно имеет место быть в жизни)

и проекцию (которая возникает гораздо чаще, чем интуитивные озарения и догадки!)

А что поможет нам научиться отличать проекцию от интуиции?

Всё очень просто: привычка честного разговора с самим собой.

Когда Вы очень сильно раздражены каким-то качеством людей (и это раздражение приняло у Вас форму хроники) обязательно скажите себе: «Стоп!»

«А не я ли сам грешу этим свойством натуры?»

А не я ли, Господи, сам тайно стыжусь своей недостаточной образованности, да так, что качество это, замеченное в других, вызывает у меня бешеную ярость?

А не я ли сам взял себе за привычку не быть ни с кем искренним на всякий случай? И теперь решил, что раз я лгу круглосуточно, то и весь остальной мир таков?

А не я ли с самого детства прячу в себе тайную страсть — украсть что-нибудь так, чтобы никто не заметил, стянуть себе понравившуюся вещицу? И теперь я во всех подозреваю воров и покупаю самую дорогую систему сигнализации?

Вот мы и ответили на вопрос №1: как формируется наше негативное представление о мире.

А теперь ответим на вопрос №2: Как нам узнать о себе то, что мы мы сами от себя глубоко спрятали?

Проделайте такое упражнение. Выберите свободное время, возьмите лист и ручку и напишите сочинение на тему: «Люди, которых я не люблю». В общем, напишите продолжение песни Владимира Высоцкого «Я не люблю». С таким же пафосом и яростью. Можно даже назвать сочинение так: «Люди, которым я не подам руки» или «Люди, которых я не считаю за людей».

Два часа Вы будете выпаривать яд и старательно оттачивать формулировки — как дикарь, готовящийся к войне с соседним племенем.

Закончив труды, отложите лист в сторону и перечтите своё сочинение на другой день. Это будет не совсем точный, но очень верный во многих узловых моментах портрет того себя, которого Вы не знаете и не принимаете, скрывая от всех и от Вас самого, что Вы — именно такой.

В этом портрете будет очень много просто заштрихованного простым карандашом фона — это когда Вы будете перечислять то, чего осуждают практически все здравомыслящие люди и чего не задевает Вас сильно. Это будет фон. Фигура же на фоне — то есть, сам портрет, пойдёт в тех линиях, где Ваш карандаш сломается от нажима, вызванного нахлынувшей злостью. Вот там, где самые жирные злые линии — Вы рисуете уже себя.

Кстати, можете проделать это упражнение со своим другом — узнаете о нём очень много.

Но не с целью собрать на него компромат и выбросить ему этот компромат в лицо. Глупее ничего не придумаешь, и упаси Вас боже.

Нет. С целью: не наступать симпатичному Вам человеку на его тайную больную мозоль. А также с целью помочь любимому и дорогому человеку добиться того (или победить то) с чем он не в состоянии справиться в одиночку. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Автор: Елена Назаренко

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector