Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет
См. Толкование на Мф. 15:3
Ст. 4-10 Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца и мать смертью да умрет» (Исх. 20:12; Лев. 20:9). А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Ис. 29:13). И, призвав народ, сказал им: Слушайте и разумейте
Под почитанием в Писании разумеются не столько приветствия и исполнения обязанностей, сколько милостыня и принесение даров (Исх. 20:21; Лев 20). Вдовиц, — говорит апостол, почитай, истинных вдовиц (1 Тим. 5:3); здесь под почтением разумеется дар. И в другом месте: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1 Тим. 5:17). Этим повелением нам также заповедано, чтобы волу молотящему мы не закрывали уст (Втор. 25:4), и трудящийся достоин своей награды (Лк. 10:7). Господь дал эту заповедь, или напоминая о слабости, или о преклонном возрасте, или о бедности родителей, чтобы сыновья почитали родителей своих, даже оказывая им помощь в необходимом для жизни. Книжники и фарисеи, желая извратить эту попечительнейшую заповедь Божию, — чтобы под именем благочестия ввести нечестие, — учили нечестивейших сыновей, что если бы кто по обету захотел Богу [истинному Отцу] посвятить то, что должно быть принесено родителям, в таком случае приношение Богу пусть будет предпочтено дару для родителей. Конечно, может быть и то, что сами родители, видя посвященное Богу и опасаясь, как бы не подпасть осуждению за святотатственное деяние, переносили бедность. Но при этом бывало так, что приношение детей, — под видом приношения в храм Божий, становилось прибытком священникам. Это нечестивейшее предание фарисеев происходило [и] из другого [или: такового] побуждения. Многие, взяв в долг чужие деньги и не желая возвратить вверенное им, передавали [его] священникам, чтобы требуемые от них деньги были употреблены на служение в храм и на их нужды. А может быть, что изречение: Дар, который от меня, поможет тебе имеют в кратких словах следующее значение. Вы, говорит Он, побуждаете детей, чтобы они говорили своим родителям: «Отец, мать! Тот дар, который я намереваюсь принести Богу, я трачу на твое пропитание, и он поможет тебе», чтобы они [отец и мать], боясь взять то, что, — как им известно, предназначено для Бога, предпочитали проводить жизнь в недостатке, чем питаться от того, что посвящено.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет
См. Толкование на Мф. 15:3
Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет
См. Толкование на Мф. 15:3
Бог бо заповеда, глаголя: чти отца и матерь: и иже злословит отца или матерь, смертию да умрет
Обе эти заповеди находятся в книге Исход.
Толкование Евангелия от Матфея.
Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет
(Мк. 7:10). Цитаты из Исх. 20:12; Втор. 5:16; Исх. 21:17; Лев. 20:9. По Иоанну Златоусту, Спаситель “не тотчас обращается к учиненному проступку и не говорит, что он ничего не значит, — иначе Он увеличил бы дерзость обличителей; но сперва сражает дерзость их, поставляя на вид преступление гораздо важнейшее и возлагая его на главу их. Он не говорит и того, что нарушающие постановление хорошо поступают, чтобы не подать им случая к обвинению Себя; но и не осуждает поступок учеников, чтобы не подтвердить постановления. Равно не обвиняет и старцев, как людей законопреступных и порочных; но, все это оставив, избирает другой путь и, порицая, по-видимому, подошедших к Нему, касается между тем сделавших сами постановления.”
Толковая Библия.
Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет
В Священном Писании слово «проклятие» упоминается более сотни раз. Однако это не имеет никакого отношения к придуманным «порчам» или «сглазам». Ведь главная причина всех бед кроется в нежелании самого человека отказаться от рабства греха.
Сегодня можно встретить людей, которые сильно боятся подпасть под проклятие, считая его каким-то злым роком. На самом же деле наличие данного страха вызвано отсутствием веры в Божью любовь.
С библейской точки зрения, проклятие — это противоположность благословения, самый большой грех против заповеди любви к Богу и ближнему.
Следует отметить, что само понятие «проклятие» появилось еще в далекие ветхозаветные времена. Его активное использование в человеческой жизни произошло в результате печально известного грехопадения наших прародителей в раю.
После того, как Адам и Ева вкусили запретный плод по наущению падшего ангела, прозвучал первый в библейской истории приговор: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 14).
Эта фраза касается не только наказания неразумного животного. Речь идет в первую очередь о состоянии самоуниженного сатаны (к тому моменту уже низринутого с неба): он был обречен пресмыкаться по земле, питаясь человеческими пороками и злодеяниями, которые являются следствием его коварных козней.
Далее Бог, указывая на грех Адама, говорит ему, что «проклята земля за тебя». Т.е. вместо райской жизни наш праотец был вынужден в поте лица добывать хлеб и со скорбью питаться до самой смерти.
После того, как Каин убил младшего брата Авеля, Бог вынес суровый приговор и самому убийце: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4, 11-12).
Здесь проклятие направлено непосредственно на человека: оно заключается в бесплодии почвы и бездомном скитании. До того момента, как старший сын Адама совершил столь тяжкое злодеяние, земля служила ему источником пищи и местом жилища. Впоследствии, будучи обагренной кровью невинного страдальца, она превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров.
Пережив всемирный потоп, человеческий род подвергся проклятию в лице младшего сына Ноя — Хама. Увидев наготу отца (опьяневшего от вина и уснувшего в шатре), он с издевательством и насмешкой рассказал об этом своим братьям Иафету и Симу.
Когда же Ной проснулся и узнал об этом, то сразу же вынес приговор семени Хама: «И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9, 25). История показала исполнение этого грозного пророчества: потомки Хама были умерщвлены либо обращены в рабство сначала сыновьями Сима (при завоевании Земли обетованной), а потом и племенами Иафета — персами, греками и римлянами.
В дальнейшем отношение к проклятию было не только связано со многими жизненными ситуациями, но и базировалось на иудейском законодательстве. Характерный пример — договорные отношения с Богом: в случае соблюдения Его заповедей израильтянам было обещано благословение, а в случае нарушения — проклятие.
Так, прежде чем войти в Землю обетованную, все 12 колен израильских вступили в Завет (Ветхий) с Богом. С этой целью одна часть народа (представители шести колен) стала на горе Гаризим для благословления народа, а вторая (представители других шести колен) — на горе Гевал, чтобы произносить проклятие.
Проклятию подвергались за тяжкие грехи: идолопоклонники, скотоложники, прелюбодеи, убийцы, злословящие родителей, неправедные судьи и прочие нарушители Закона Божьего.
После того как израильтяне полностью разрушили Иерихон, их военачальник Иисус Навин произнес такие слова: «… проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его».
Весьма интересный случай произошел с пророком Елисеем, которого маленькие дети обзывали плешивым. Его реакция на эти издевательства была весьма жестокой: «Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар. 2, 24).
Многострадальный Иов, оказавшись в тяжелейших жизненных ситуациях, проклял день своего рождения. А другой пророк проклял не только свой день рождения, но и человека, принесшего его отцу радостную весть о рождении сына — будущего пророка Иеремию.
Однако уже в те далекие времена правоверные иудеи не придавали значения всяческим «порчам» и «сглазам». Об этом говорится в Притчах царя Соломона: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Прит. 26, 2).
В новозаветное время отношение к проклятию меняется: Христос искупил нас от клятвы Закона, взяв на Себя все наши грехи. И, разумеется, кто не принял Спасителя, тот автоматически подпадает под осуждение Закона Божьего. Именно поэтому в апостольском послании (на церковнославянском языке) сказано: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран-афа» (1 Кор. 16, 22).
В русском переводе вместо фразы «да будет проклят» написано слово «анафема», что означает «отлучение» или «проклятие». Однако в данном стихе речь идет о самоосуждении грешника, а не о желании христиан кого-либо проклясть, поскольку главная цель Церкви — благословлять и спасать, а не проклинать и отвергать.
«Кто не любит Бога, тот сам себя отлучает от Него еще до Страшного Суда»
Что же касается выражения «маран-афа», то оно (с языка сирского) переводится как «приди, Господь наш!». Таким образом, упомянутую апостольскую фразу нужно понимать так: кто не любит Бога, тот сам себя отлучает от Него еще до Второго Пришествия Христа, т.е. задолго до Страшного Суда.
Вот как об этом говорит святитель Феофан Затворник:
«Существо христианства в сочетании с Господом — существенном. Но кто состоит в сочетании, может ли не любить Господа? Если кто не любит Господа, то прямой знак, что он не состоит в союзе с Ним; а если не состоит в Ним в союзе, то чужд христианства, чужд тела Церкви, самоотлучен от нее, хотя и носит имя христианина, — анафема и значит, отлучен от тела Церкви…».
Если человек находится вне Церкви, являющейся Телом Христа, то он сам себя лишает и Божественной благодати, и спасения для Жизни вечной. Поэтому нужно обращать внимание не на угрозы чьих-то внешних оккультных действий («порчу», «сглаз» и т.д.), а на свое внутреннее состояние.
Если человек находится в мире с Богом, то ему в этой жизни ничего не страшно: «Господь мне свет и спасение, так кого мне бояться? Господь – оплот жизни моей, так кого мне страшиться?» (Пс. 26, 1).
В житии старца Паисия Святогорца описан случай об удивительном параличе молодого человека: на протяжении многих лет его туловище было как деревянное и вообще не сгибалось…
Вот как об этом свидетельствовал сам старец: «Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и стали возле него. «Встань, — сказал ему кто-то, — уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда — не сможешь сидеть». И это проклятие подействовало. Видишь как: юноша-то был с наглецой. «А чего я, — говорит, — буду вставать? Я за свое место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты — подросток — расселся. «Вот от этого-то всё и произошло, — сказал я ему. — Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров».
По словам Паисия Святогорца, проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если человек проклинает своего обидчика, то слова, сказанные в страшном гневе, могут иметь реальную силу. Тот, на кого направлено проклятие, мучится только в этой жизни. А тот, от кого исходит проклятие, рискует подвергнуть себя мучениям не только на земле, но и в вечности (если не покается и не исповедается в церкви).
«Проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик — убивать его ты не имеешь права. Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла», — говорил афонский подвижник.
По мнению старца, освободиться от проклятия можно только исповедью и покаянием. В своем рассказе он ссылается на тех, которые пережили подобные случаи: «Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, исповедались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня!» — и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Господь простит кающегося, ведь Он — Бог».
Недельная глава Торы: «Мишпатим»
Не простая любовь с Торой
Только потому, что смертная казнь не может быть исполнена сегодня, не означает, что Закон не в силе. Каждый из этих грехов несет в себе и тот же тяжкий груз.
В Писании проклинать родителей или злословить их – это такой же тяжкий грех подобный убийству кого-либо. «Ведь Моисей сказал: «Почитай отца и мать» и «Кто злословит отца или мать, тот должен быть предан смерти» (Мар.7:10).
В Торе говорится, что убийцы, похитители [людей] и наглые дети должны быть преданы смерти. «Любой, кто ударит отца или мать, должен быть предан смерти» (Исх.21:15).
Нет никаких указаний или намеков на то, что родитель был убит или даже серьезно пострадал в ссоре с ребенком. Сам по себе такой поступок, как ударить отца или мать – не малая дерзость, которую Бог расценивает как убийство. Это показывает нам, как ценности Бога иногда отличаются от наших. Конечно, мы никогда не будем выступать за то, чтобы ударить отца или мать, но, и при этом мы не будем чувствовать себя комфортно, если бы кого-то за это приговорили к смертной казни. Семейное консультирование? Да. Занятия по управлению гневом? Конечно. Смерть, побивая камнями? Скорее всего, нет.
Бог видит это по-другому. Когда Он говорит: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исход 20:12), Он имеет в виду это.
Точно так же в Исходе 21:17 говорится: «Любой, кто злословит отца или мать, должен быть предан смерти».
Что значит злословить своих родителей? Согласно традиционному иудаизму, этот отрывок говорит не просто об оскорбительной речи; он говорит о реальном проклятии. Если сын или дочь использует святое имя Господа для преднамеренного проклятия против одного из своих родителей, этот сын или дочь достойны смерти. Без судебной системы Торы, обладающей гражданской властью, смертная казнь больше не применяется. За почти две тысячи лет никто не был побит камнями по закону Торы.
Такая крайняя степень наказания за поднятие своей руки против своих родителей или за их проклятие (злословие) учит тому, какое важное значение придает библейская вера целостности и порядочности семьи. Бунтарство, насилие и дерзость (наглость) по отношению к родителям, будь то физические или словесные, представляют собой такую же угрозу для общества, как убийство и похищение людей.
В современном мире общество учит детей, особенно подростков, проявлять неуважение к родителям. Нормально слышать, как подростки разговаривают со своими родителями дерзкими и наглыми словами. Трудно и стыдно быть вокруг семьи, где дети не в порядке. Дети, которые неуважительно говорят со своими родителями, являются публичным позором для их семьи. Как общество, мы потеряли библейскую ценность почитания отца и матери. Апостол Павел предупреждал, что в последние дни на мир будет обрушен дух бунтарства. Он сказал, что люди будут «горды, кощунники, непослушны родителям, неблагодарны, нечестивы, бездушны, непримиримы, клеветники» (2-е Тимофею 3:2-3). Он посоветовал нам избегать таких людей и не иметь с ними ничего общего (2-е Тимофею 3:5).
Рекомендация Павла – хороший совет по воспитанию детей. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок вырос неуважительным и напыщенным по отношению к вам, не давайте ему общаться с другими детьми, которые не уважают своих родителей. Это серьезный вопрос. Если бы вы знали, что сверстники вашего сына были убийцами и похитителями [людей], вы бы не позволили ему находиться под их влиянием ни на минуту. Согласно Библии, дети, которые презирают своих родителей, так же плохи.