Порча — это магическое воздействие на физическое и душевное состояние человека. Виновниками болезней, невзгод принято считать различных ведьм и колдунов. Говорит церковь о порчах и сглазах часто, ссылаясь на Библию и учения святых старцев.
Порчей или сглазом называют все — от состояния грусти до падения на обледеневшей дороге. Церковь не соглашается с подобными понятиями.
В расширенном понятии, порча или сглаз – цепочка мелких неприятных событий, совпадений, приводящая к плачевному результату. Для одних проявления негативного магического воздействия начинается с неудач: прорвало трубы, потек кран, сверху залили соседи. Другие видят магическое влияние в виде болезни, плохого самочувствия, аварий, проблем в личной жизни.
В церкви священники о порче говорят, что описываемое явление не существует, есть понятие влияния бесов на сознание, поступки.
Отношение священнослужителей выражается в тезисах:
- Порча и сглаз — не магическое влияние, а греховное падение, влекущее негативные последствия. Испытания посылаются человеку для осознания совершенных поступков, исправления.
- Церковь соглашается с существованием людей, занимающихся черной магией. Но колдуны, ведьмы, маги – заложники зла, которые сотрудничают с бесами.
- Тот, кто прошел через таинство крещения, получает защиту от нечистых духов. Но есть те, кто сознательно отвергают Бога, регулярно нарушают заповеди творца – они дают право бесам воздействовать на собственную душу.
- Будущее дьявола, его служителей определяется церковью – зло истребится Богом. Аналогичная участь ожидает всех колдунов, ведьм.
- Бог имеет власть изменить сознание, но он хочет, чтобы человек пришел к добру самостоятельно, отступил от зла и зависти. Иногда Господь пропускает искушение бесами. Без воли создателя заклинания и ритуалы сглаза не причинят несчастий.
Церковь допускает, что многие могут добровольно становиться служителями дьявольских сил и пытаться наносить вред в виде сглаза. Но колдуны беспомощны, черная магия использует не человеческую волю, а демоническую.
С точки зрения церкви, порча или сглаз не воздействие на тело и душу человека ведьмы. Миру творцом дана свобода и беда заключается в том, что люди по собственной воле способны себя уничтожить.
Церковь говорит, что за каждого ведется борьба между добром и злом, цель дьявола – не дать душе приблизиться к царствию божию. Демон строит козни, искушает человека, провоцируя против заповедей творца. Совершая грех, душа теряет часть божественной защиты, открывается влиянию нечистых сил.
Нежелание исправления, отсутствие раскаяния приводит к тому, что душа теряет связь с Богом, остается в одиночестве, попадая под контроль демонов. Зависимость заметна не сразу, проявляется постепенно, в ряде мелких событий. Дело достигает критической отметки, неожиданной беды – смерть близких, болезнь, потеря имущества.
Неверующие объясняют трагедии сглазом или порчей.
Советы православных старцев о порче и сглазе говорят – никто не может прожить жизнь, не согрешив, дано только Богу. Апостолы, близкие помощники Господа, имели слабости. Человек по природе слаб, не всегда в силах противостоять посланным искушениям. Церковь говорит, если грех совершен – не стоит впадать в отчаяние от возможных негативных последствий, винить в несчастьях дурной глаз. Нужно разобраться в собственных поступках, исправиться — поможет избавиться от дьявольских наваждений.
Чтобы уберечься от сглаза и порчи в православии, многие бегут в храм за снятием заговора. Церковью не предусмотрены специальные молитвы, ритуалы по освобождению из-под власти черной магии. Единственный случай, когда священнослужитель вычитывает особое правило, чтобы изгнать из души бесов – одержимость. Такое случается при прямом влиянии демонических сил на человека, отображается в форме постоянных страшных видений или в неконтролируемом поведении.
Старцы православной церкви советуют не верить в сглазы и порчи. Большинство людей мнительные и суеверные, в каждом встречном могут разглядеть колдуна или ведьму. Не в человеческих силах нанести вред – негативно воздействовать на сознание может дьявол.
Настоящая вера заключается не в формальном соблюдении заповедей Божьих, а в искреннем следовании законам христианской жизни. Чтобы уберечься от нечистых духов, недостаточно носить на груди православный крест и дважды в год – на Рождество и Пасху – посещать церковь. Надо постоянно следить за душой, контролировать помыслы, стараться не поддаваться различным искушениям. Связь с творцом происходит через регулярное покаяние. Очистившись от грехов, человек способен защитить душу от зла, не стать жертвой порчи и сглаза.
С понятиями сглаза и порчи современный человек сталкивается едва ли не с самого детства. В наши дни интернет и печатные СМИ переполнены различными молитвами от сглаза и порчи. И почти всегда всё это очень тесно связывается с духовностью и церковной традицией и подаются вместе с православной символикой. О «приворотах», заговорах и прочих похожих вещах.
С точки зрения Церкви сглаза и порчи, в их мирском понимании, не существует. Но существуют носители зла — существа, отпавшие от Творца. Если человек творит добро, пребывает в Церкви, участвует в ее Таинствах, то даже сам сатана не сможет причинить ему никакого вреда, поскольку вся жизнь верующего находится под защитой Бога. И все же, увы, многие из нас своим образом жизни отказываются от Господа и Его помощи, добровольно лишаясь благодатного покрова. В таком случае демонам легко сыграть над человеком злую шутку. Однако винить в этом следует не «злую соседку», которая имеет «дурной глаз», а самого себя, отступившего от Бога и тем самым — предавшего свою душу в руки дьяволу.
Михаил Нестеров. За приворотным зельем
Сглаз и порча по своему происхождению — чисто языческие понятия. Они появились в результате развития первобытных взглядов человека на мир. Древние люди верили, что на природу можно воздействовать не только на материальном, но и на духовном уровне. По мнению наших предков, злые эмоции, желания и чувства способны оказывать влияние с той же (а то и с большей) силой, что и обычные орудия труда. Например, если хочешь кого-нибудь убить, совсем необязательно браться за камень или зубило — достаточно наложить на недруга «дурной глаз», и тот гарантированно отойдет в мир иной.
Церковь всегда осуждала такие взгляды и боролась с ними. Уже в Ветхом Завете существовал запрет обращаться к колдунам, чародеям и гадалкам, а сами представители этих «профессий» подвергались преследованию. Однако такие жесткие меры предпринимались вовсе не потому, что в магах видели некую мистическую угрозу, а потому, что сущность языческого воззрения на оккультизм прямо противоречит учению Церкви. Причем и ветхозаветной, и новозаветной.
Библейская традиция, а вслед за ней — и все христианское богословие, настаивают на том, что без воли Божьей никакой колдун или гадалка не могут причинить человеку никакого вреда, даже если они будут использовать весь арсенал магических приемов. Церковь всегда говорила, что сама по себе сила злого человека равна нулю, и сравнится разве что с силой малыша, который надел на себя мамин фартук и мнит из себя волшебника. Но, отрицая могущество очередной «бабы Маши», христианство говорит о существовании демонов — падших духов, которые раньше были светлыми добрыми ангелами, однако из-за неуемной гордыни стали врагами Бога и всего Его творения. Именно демоническая, а не человеческая воля стоит за всеми теми явлениями, которые в народе называются порчей, сглазом, поделками…
Каких-то «специальных» молитв от сглаза или порчи не существует, поскольку такие молитвы не нужны верующему человеку. Когда христианин принимает Крещение, то либо он сам, либо его крестный (если Таинство совершается над ребенком) произносит слова отречения от сатаны и вручения себя в руки Божьи. Этого вполне достаточно, чтобы не быть во власти демонов и пребывать под кровом Господа. Чистота Крещения, если она не запятнана поздними тяжкими грехами, уже служит гарантией того, что вас не «сглазят» и не «испортят». Демоны в таком случае могут лишь соблазнять человека, но навредить напрямую — нет.
Другое дело, когда человек за свою жизнь совершает отступления от Бога своими плохими делами. Правда, если он грешит, но при этом осознает ошибки и старается исправить свою жизнь, идя навстречу Господу, то и в этом случае никакое бесовское наваждение не коснется его. Но вот в случае полного отступления от Бога и от жизни по Его заповедям, с человеком может случиться все, что угодно.
Обычно в интернете или в книгах сомнительного происхождения (обычно они публикуются без одобрения священноначалия) в качестве методики снятия порчи предлагается чтение особых молитв, которые преподносятся как панацея от зла. На самом деле эти молитвы либо не имеют к Церкви никакого отношения (их составляют люди, обычно имеющие о вере самые смутные представления), либо относящиеся к совершенно другой категории. Часто за «правило от порчи» выдается особое правило, совершаемое при нападении бесовской силы на человека. Оно может читаться только по благословению духовника или опытного священника, и только в тех случаях, если человек испытывает прямое бесовское воздействие — к примеру, регулярно видит ужасные видения или одержим злыми духами. В других условиях читать это правило нельзя.
Прежде всего — не верить в них. Не видеть в каждой не понравившейся вам личности колдуна или знахаря. Важно помнить, что ни один человек не в силах навредить вам, и что магические способности (если он ими действительно обладает) такой «ведун» получает от злых духов.
А от воздействия жителей бесовского мира может защитить только Бог. Лишь пребывая в Церкви и будучи ее верным чадом, можно гарантированно защититься не только от мнимых «поделок», но и от реальных бесовских наваждений, которыми злые духи постоянно стараются смутить и подчинить себе людские души. А верный член Церкви — не тот, кто просто считает себя таковым, но тот, кто исполняет волю Божью и регулярно участвует в Таинствах, прежде всего — в Покаянии и Причащении. Только Церковь может служить надежной оградой от зла.
Столь же важно для человека и самому быть добрым, выполняя заповеди Христовы не формально, а осознанно и от всего сердца. Зло имеет обыкновение возрастать лишь в той душе, которая уже имеет некие недобрые навыки. Запятнанная и неочищенная покаянием, такая душа похожа на магнит, притягивающий к себе все сродное с ним по качеству. Есть в сердце гнев, раздражение, ненависть, гордыня, лицемерие и прочие пороки и страсти — значит и злу легко будет проникнуть туда и усилиться в нем. Если же в сердце живет любовь, всепрощение, милосердие, спокойствие, незлобивость, благодушие — то никакие демоны не могут возыметь над ним власть. Их влияние сильно лишь в том случае, если человек сам своими делами и привычками дает им власть над собою.
В первую очередь — перестать так думать. Очень часто утверждение «на меня навели порчу» является элементарной попыткой найти виновного в своих проблемах. Подсознательный посыл очень прост — виноваты все кроме меня самого. Не удался день — виновата тетя Клава с пятого этажа! На работе начальник поругал — это уж точно бывшая невеста наняла колдунью! Попал в аварию — черная кошка утром дважды перебежала дорогу! Все кругом являются причиной моих бед! Все кроме меня!
А, может, стоит просто задуматься над своей жизнью и хотя бы на минутку предположить, что истоки наших неприятностей кроются в нас. И чтоб что-то исправить, совсем не нужно отдавать шарлатанам свои кровные деньги, а просто постараться пересмотреть взгляды на некоторые вещи. Висит «венец безбрачия»? Так не стоит ли тогда изменить подход к женихам и вместо сказочного принца начать искать просто хорошего мужчину? Надоел пьяница-муж? Но разве не наше равнодушие и холодность, смешанные с требовательностью и расчетливостью, доводит многих супругов до «зеленого отчаяния»? И не наши ли собственные ошибки, а отнюдь не злые глаза соседки по площадки, разрушают такой хрупкий мир в семьях?
Впрочем, бывает действительно нелогичное зло. Многие праведные и честные семьи страдали и страдают от разных бед — то дети заболеют, то дом сгорит, то деньги украдут. Но Церковь и в таких случаях не видит в этом ничего мистического и говорит однозначно — Господь посещает! А для чего — это уже совсем другой вопрос. Только Ему одному ведомы истинные мотивы того или иного посещения. Кого-то Он отрезвляет, кого-то — останавливает на пути к верной гибели, кому-то помогает избавиться от чего-то менее ценного, чтобы взамен дать более ценное и нужное. Его пути — неисповедимы.
Именно поэтому святые не начинали расследований, по вине какой конкретно «бабки» у них начались проблемы, а с благодарностью говорили одну-единственную фразу: «Слава Богу за все!».
«Сниму порчу», «наведу порчу» – эти и подобные объявления в «девяностые годы» заполонили рекламные полосы газет почти всех мастей и […]
«Сниму порчу», «наведу порчу» – эти и подобные объявления в «девяностые годы» заполонили рекламные полосы газет почти всех мастей и калибров. И реклама дала свои «результаты». «Батюшка, на меня навели порчу», – или: «Батюшка, посоветуйте сильную икону от сглаза», – спустя два десятилетия эти фразы часто слышишь от самых разных людей, заходящих в храм. И не только от «захожан» – бывает и так, что много лет ходящая в храм бабушка вздохнет на исповеди: «Вот, порчу навели – ходить стало тяжело».
Понятия «порчи» и «сглаза» прочно поселились не только в лексиконе, но и в мировоззрении многих наших современников и заняли свое место где-то рядом с понятиями «хорошей и плохой энергетики» и многими другими эзотерическими терминами. В общую картину надо добавить и целую группу «экстрасенсов», которые используют в своих процедурах «снятия и наведения порчи» православную символику: свечи, иконы и многое другое. На фоне всего этого рядовому обывателю может показаться, что действительно есть она – порча. И тут необходимо пояснить, как Православная Церковь относится к таким понятиям.
«Порча» и «сглаз» – это то, чего нет. Есть только то, что человек позволяет бесовским силам сделать над собой. Процитирую преподобного Паисия Святогорца:
«Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой».
Каждый христианин призван к тому, чтобы практически реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков (Иак. 2:20). И действительно, мы очень часто можем видеть, как человек, отошедший от Церкви, начинает увлекаться всякими «паранормальными вещами». Приведу еще одну цитату. «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может», – слова эти принадлежат убежденному атеисту Жану Полю Сартру. Даже он понимал это! То же самое и здесь: если человек отходит от Бога, то он может прийти только к одному – к Его противнику, то есть дьяволу.
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).
У современного человека есть мечта – «быть средним». Наверняка, все слышали рассуждения многих наших современников в стиле «я не сделал ничего плохого» или «я делал как все». Но в духовной жизни невозможно быть средним – нет «серого» в Православии. Есть либо добро, либо зло. И когда человек наивно рассуждает, что он ничего плохого не сделал, да и верит он «как все», то есть «в душе», то нужно поставить себе честный диагноз – от Христа такой человек отошел. А это значит одно – он открыт для любых бесовских нападок, которые не заставят себя ждать.
И вот, человек отошел от Христа. Начинаются разные бесовские нападения. Человек решает, что на него навели порчу, и начинает с ней «бороться». А тут рынок магических услуг предлагает огромный ассортимент. Можно постараться заранее защитить себя от порчи, можно её «снять». Если хотите отгородиться от потенциального нанесения порчи, то надо носить красную нитку, правильно прикалывать булавку, можно «глаз Фатимы» носить и многие другие варианты, вплоть до полной экзотики. Только надо помнить духовную сущность подобных практик – это такое же обращение к бесам. Я часто говорю людям, которые приходят в храм с красной ниткой или с «глазом Фатимы», что они носят на себе маленького чертенка. Быть может, немного резковато, но доходчиво. Большинство эти нитки в храме же и снимают и выбрасывают.
Вряд ли есть смысл писать про «снятие порчи», так как это тот же «клин клином». И понятно, что обращение к бесам за помощью против бесов делает только одно – усугубляет рабство человека.
Скажу только об одной немаловажной подробности «снятия порчи». «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11:14) – сказано в Новом Завете. Не бывает «безгрешного приворота», равно как и не может маг, «экстрасенс» (и прочие наименования этих служителей дьявола) быть православным христианином. Он может сколько угодно использовать православную атрибутику: предлагать поставить свечи в храме, зажигать их во время магических сеансов, использовать иконы и делать многое другое. Но помните слова апостола Павла, процитированные выше. Не обольщайтесь этими внешними православными символами – суть от этого не меняется.
Жить духовной жизнью – один простой ответ. Помнить, что у христианина есть только одна «альтернатива» – либо быть с Богом, либо попасть в руки его противника. А жить духовной жизнью – это значит на практике реализовывать свою веру. То есть искренне молиться, регулярно участвовать в таинствах, а не просто «верить в душе». Иначе такому человеку обеспечены и «сглаз», и «порча», и прочие бесовские нападки.