Какой декоративный элемент избы служил для защиты от нечистой силы сглаза

Какой декоративный элемент избы служил для защиты от нечистой силы, сглаза и прочих неприятностей?

Ответ: Наличник

Сайт RublGid.Ru — это каталоги товаров со скидками и акциями крупных сетевых магазинов России. Кроме этого, на сайте подробно рассказывается:

  • про бонусные системы в магазинах
  • ежемесячные обзоры интересных предложений
  • интересные новости компаний
  • информация о работе в сетевых компаниях

Рекомендуем добавить в закладки и экономить на покупках вместе с РубльГидом!

Старославянские обереги имели разные виды и формы, а делали их в основном женщины или волхвы. При создании в них закладывалась сила, способная уберечь от колдовства и нечистой силы.

С приходом христианства на Русь славяне не утратили веру в защитные обереги. Они продолжали наносить сакральные символы на одежду, украшения и даже на своё тело.

Фактрум знакомит с самыми действенными амулетами, при помощи которых наши предки отпугивали злых духов и чертей.

Наряду с защитой от нечистой силы славянские обереги были направлены и на защиту от порчи и сглаза. Чтобы уберечь своих родных от этого, девушки вышивали на одежде обережные знаки. Их значение менялось в зависимости от формы. Так, вышитая на белой рубахе спираль могла защитить от любых потусторонних сил, так же как и крест внутри круга. Вышитый красной нитью полумесяц охранял от направленной на человека тёмной ворожбы, несущей болезни и несчастья. Этим же свойством обладал и символ колоса, и древа жизни.

Вышивку обычно делали на вороте рубахе, так она была ближе к сердцу. Украшали вышивкой и очелья, и пояса, а также рушники и постельное бельё. Считалось, что вышитые обережные знаки на подушке защитят спящего на ней от кошмаров и визитов нечистой силы, их насылающей.

Родной дом для славян был всем. Ещё во время начала его строительства под будущий порог закладывали ладан или мелкие камушки с нанесёнными на них символами-защитниками. Охране дома от злых сил посвящали много времени, уделяя особое внимание окнам. Древние славяне считали, что именно через окно, каким бы маленьким оно ни было, в дом может проникнуть «нечистик» и набедокурить.

Именно поэтому на Руси украшали окна резными наличниками. Во время работы над деревянным кружевом обычно читали заговоры на хорошую жизнь в новом доме. И для защиты от бесов, мешающих жизни, обычно в центре навершия окна изображали полудиск с несколькими лучами, расходящимися в стороны. Флюгеры на венце избушек в виде петуха или коня также являлись оберегами древних славян от злых сил.

А одним из главных оберегов для защиты от нечистого считался веник, изготовленный из крапивы. Его размещали на крыльце дома, повесив ручкой вниз. Согласно поверьям, таким образом веник отгонял злых мавок и кикимор от дома. Нередко веник-оберег бросали вслед человеку, пришедшему в дом с дурными намерениями. Для того, чтобы в дом не могли проникнуть злые духи и не могли зайти ведьмы, вокруг него высаживали красные маки. А чтобы защитить всё село от злых духов, на въезде в него устанавливали фигурку из тиса.

Испокон веков славяне верили, что сразу после рождения человек не имеет защиты от злых духов. Незащищённого ребёнка «нечистики» могли выкрасть и подменить на полено. Поэтому ещё до рождения ребёнка его мать и её родственницы занимались изготовлением оберегов.

Чаще всего главной защитницей младенца от сглаза становилась маленькая куколка. Этот славянский оберег уберегал не только от порчи, но и отгонял возможные болезни. Обычно у такой куклы не было лица, вместо него был вышит символ коловрата. Над колыбелью ребёнка также вешали куклу «Божье око», оно притягивало к себе внимание входящего, и тот забывал о своих злых намерениях, если он пришёл с ними. А сшитые куклы-лихоманки прогоняли из избы все болезни и беды.

Нашим предкам было известно, что громкий звон отгоняет нечистую силу. Поэтому на девочек надевали маленькие колокольчики, а девушки и женщины носили височные кольца с несколькими подвесками. Но чаще всего славянки носили лунницы — полумесяцы, изготовленные из костей животных, железа или дерева. Лунницы украшались символами, отгоняющими от продолжательницы рода могущую навредить нечистую силу. Также лунница скрывала носящую её женщину из поля зрения ночных духов. А браслетами из кости или металла девушки скрепляли широкие рукава своей одежды, чтобы через них не проникла навья сила.

Мужчины чаще всего носили в качестве оберега иглу, браслеты или подвески. Иглы, спрятанные на изнанке одежды, помогали защититься от проклятий и злых духов. А подвеской, сделанной из клыка медведя или волка, воин мог отпугнуть как видимых, так и невидимых врагов. Мужские браслеты были широкими, надевая их, мужчина говорил сакральные слова: «Не дай мне стать жертвой нечистого, не дай пасть от слова дурного…»

В Псковской, Новгородской и Архангельской областях в домовой резьбе можно увидеть драконов. Настоящих драконов, с лапками и хвостами, а иногда и с крыльями. Откуда бы им взяться на Руси? Одна из гипотез утверждает, что этот дракон — хозяин вод, «залегавший в Волхове» близь Перыни. Тот самый водяной царь, гостем которого был гусляр-купец Садко.

Особенно почиталось его изображение теми, кто жил вблизи озер и рек. Ведь именно от него многое зависело в любом деле: подводный хозяин может дать рыбы, а может оставить сети пустыми, может пропустить ладью с товарами или даже гостями, а может и утопить.

Фото — с сайта slavyanskaya-kultura.ru

Конечно, есть и более простое объяснение, откуда взялись на крыше северных изб драконы. В не так уж и далеко расположенных от этих мест Норвегии и Швеции стилизованными фигурками драконов украшали не только крыши домов, но даже церквей.

Фото: Кнут-Арне Симонсен (Knut-Arne Simonsen), flickr.com

Подпорные столбы и руны
Очень часто в начале подъема лестницы устанавливались так называемые пригласительные столбы. Они выполняли сразу две задачи: во-первых, создавали настроение входящему в дом, во-вторых, были элементом, определяющим стиль лестничного марша.

Древние руны были не только буквами для письма, но и имели магический смысл. Одна из таких рун, в виде вертикальной палочки с двумя полукруглыми дугами по сторонам (на фото) — позитивный защитный знак, который олицетворяет обращение человека к богам в поисках их покровительства (соответствует облику человека, воздевшего руки к небу).

В Средние века христианские рыцари наносили такие руны на свои щиты. В деревянных строениях встретить эти знаки можно не только в жилых домах, но и в христианских храмах.

Фото в коллаже: 1, 2 с сайта novoestaroe.ru, 3 — screen.ru, 4 — gorod.tomsk.ru, 5 — kenozerje.17-71.com

Печной столб. Важную роль в конструкции и символике избы играл внутренний столб, украшавшийся резьбой в обязательном порядке.

Столб, находящийся почти в центре избы, был многофункциональным. В него забивали железный кованый светец — зажим для лучин, освещавших избу. Рядом помещали крюк для рукомойника, и в столбе же делали углубление, вроде дупла, где хранили сухой трут и огниво (позднее — спички). К столбу крепился коник — довольно широкая доска с фигурным верхом, отделяющая чистое место для приготовления пищи — шесток, от рукомойника. Печной коник вытесывали топором, придавая доске вид конской шеи.

На фото: резные наличники на окнах в деревянном доме не только украшают его, но и защищают от злых сил

У окон ушки на макушке…
Что такое наличники для русской избы, почему их украшению придавалось большое значение? Дело в том, что обрамление оконных и дверных проемов всегда было важным элементом защиты. Ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Чтобы понять, куда и какой рисунок здесь наносился, разложим деревянный наличник на части. Верхняя часть выражала идею полуденного солнца и отличалась разнообразием декора. Ее называли навершием, очельем, кокошником. Боковые поверхности наличника называли «полочками» или «полотенцами». Нижняя часть наличника — завершение, «фартук». То, что «висит» ниже фартука — «серьги». Ну а «ушки» — понятно где.

Очелье наличника нередко, как и причелина, украшало изображение «хлябей» с их горизонтальными «волнами». Выражать идею дождя могли и с помощью витых столбиков с «насечками». И сегодня часто встречаются красивые наличники на окна (на фото), на которые помещены геометрические изображения солнца в виде трех ромбов. Один из них имеет правильную форму и помещается на очелье (солнце в зените), а два других — форму удлиненных ромбов, вырезанных на боковых полотенцах.

На фото: декор резных наличников может быть самым разнообразным и в основном зависит от региона, в котором находится дом. Фото — Oxutkа, flickr.com

Факт: По классификации историка Б.А. Рыбакова деревянные наличники делятся на три условные группы.

  • «Солярные» (с преобладанием солнечных знаков) — декоративные наличники на окна, продолжающие ту же защитную систему, которая применялась и для дома в целом.
  • «Аграрные» (Ярославская и Костромская области). Изображают полукруг в центре верхнего карниза и стилизованные фигурки двух богинь плодовитости и плодородия по сторонам от него.
  • «Царевна Лягушка — повелительница зверей» (типична для Ивановской и Владимирской областей). Красивые д еревянные наличники этой группы украшают в основном звериные элементы (не всегда показаны растительные символы плодородия), а центральная фигура больше похожа на архаичную «владычицу зверей», чем на женское земледельческое божество.

На фото: русские избы с наличниками на окнах и ажурной деревянно резьбой можно встретить и сегодня

Нередко окна защищали не только декоративные наличники, но еще и «паутина» резных решеток, тоже выполнявшая охранную функцию. Считалось, что большое зло, просочившись через решетку, должно «рассыпаться» на мелкие неприятности, которые легче пережить.

В деревянном резном декоре часто изображался весь дневной проход солнца над землей — от восхода до заката. Например, на фронтон дома крепили сразу три деревянных солнца — одно вешали на полотенце под коньком, два — по бокам от него, но чуть ниже. Аналогичный оберег с тремя светилами нередко встречался и на навершии ворот и калиток.

Кроме солнца на полотенце под коньком избу украшали прибитыми к выпускам бревен «серьгами». Там вырезали крупные солярные знаки (катящиеся колеса с изогнутыми спицами), символизирующие восходящее и заходящее солнце.

Солнечные символы всегда сочетались с другими знаками — земли, засеянного поля, иногда воды. Нередко путь солнца отмечался не тремя, а большим количеством изображений — до двенадцати штук. Дополнительные знаки крепились к нижней кромке причелины, символизирующей небесный свод.

Водяные хляби у крыши
По верху избы часто встречались «хляби», их изображали волнообразными линиями и зигзагами. А дождевые капли — сквозными отверстиями, нанесенными на доску причелины.

Чтобы подчеркнуть глубинность этих самых хлябей, причелины составляли из двух, трех и даже четырех досок, нижнюю кромку каждой из которых украшал собственный орнамент. Что он изображал? Вспаханная и засеянная земля подобна женщине, «понесшей в чреве своем». Как дождь, который мы «получаем» из хлябей, питает землю, так и женщина питает и вскармливает грудным молоком ребенка. Поэтому волнообразному рисунку хлябей в основном придавали форму женской груди.

На фото: выбирая узоры для наличников современных домов, обратите внимание, чтобы они сочетались с общим стилем постройки. Например, н аличники в русском стиле вряд ли подойдут к лаконичному финскому дому

ВСЕ СТАТЬИ СЕРИИ:
1. Защитить и украсить: Зачем деревянному дому — украшения

2.
Защитить и украсить: Символика и орнаменты резных наличников

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Есть ли на вашем доме деревянные резные наличники на окна? Что обозначает узор, вырезанный на них? Покажите нам ваши деревянные дома с резными наличниками — фото размещайте в разделе комментариев!

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector